Большой дворец в Елизаветинскую эпох

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Царское Село и Павловск

  • В 1743 г. каменные палаты Екатерины Алексеевны начали перестраивать. 30 мая 1743 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ о постройке в Царском Селе по обе стороны екатерининских палат «галерей на колоннах, а по концам у них флигелей каменных, по сочиненному архитектором господином Земцовым плану».

    Только к лету 1746 г. площадка для центральной части дворца и его флигелей была окончательно подготовлена, а осенью были вчерне отстроены и подведены под крышу оба флигеля. Возле левого флигеля была закончена оранжерея и заложены фундаменты для циркумференций (полукруглых одноэтажных зданий).

    К концу этого же года удалось закончить работы по установке деревянных галерей-колоннад, соединяющих центральный корпус дворца с обоими флигелями. Мнение некоторых архитекторов по поводу того, что центральная часть дворца представляет собой каменные палаты Екатерины I, несколько неточно.

    За ходом строительных работ внимательно наблюдала императрица. Ей нравился ландшафт Царского Села. Она с детства любила бывать здесь вместе с матерью. Привязанность Екатерины к царскосельской усадьбе передалась дочери. Теперь же Елизавета Петровна желала, чтобы в ее летней резиденции все радовало глаз.

    Постепенно к Чевакинскому перешла ведущая роль в этой великой перестройке царской резиденции. Но уже тогда в русской архитектуре блистало имя Бартоломео Растрелли. В октябре императрицей был утвержден проект иконостаса, выполненный этим молодым талантливым зодчим. Признанный мастер архитектуры русского барокко жил в России с 16 лет. Растрелли был сыном итальянского скульптора Карло Бартоломео Растрелли. Он вместе с отцом приехал в Петербург еще при Петре I. В 1730-х гг. его великолепные постройки в Москве, Киеве, Петербурге были широко известны.

    Квалифицированных мастеров не хватало. Их разыскивали по всей России и привозили в Царское Село. В Петербурге были даже «торги» рабочей силы, где приказчики старались отыскать народных умельцев.

    Судить об оплате труда можно по одному из указов Елизаветы Петровны, изданному в 1750 г.: «Находящимся у строения Села Царского, у исправления каменных и кузнечных работ, солдатам производить заработных денег в летнее время по 5 копеек, в зимнее время против того половину».

    В распоряжении от 20 октября 1753 г. говорится: «Присланного в контору строений Села Царского… пойманного в Петербурге отлучившегося рещика Ивана Осипова… употребить с протчими в вензельную резную работу, а во-первых за тот побег и в страх другим при собрании всех рещиков учинить ему наказание батогами…»

    Страна переживала тогда время необыкновенного оптимизма. Казалось, что усилия Петра I не пропали даром, и Россия вступила на путь просвещения. Все 15 лет царствования императрицы Елизаветы Петровны вместе с Шуваловым были для России настоящим подарком. Этот период называют решающим в судьбе российской науки. Шувалов покровительствовал М. В. Ломоносову и всем незаурядным ученым и исследователям.

    На первый план в 1750-е гг. вышла французская мода. Северная столица России еще не отличалась изысканностью и утонченностью, свойственными эпохе Екатерины Великой, но светское общество уже дышало европейским воздухом.

    Екатерина II в своем дневнике так описывала елизаветинские времена: «Из огромного двора, покрытого грязью и всякими нечистотами… выезжает осыпанная драгоценностями и роскошно одетая дама в великолепном экипаже, который тащат шесть скверных кляч в грязной упряжи, с нечесаными лакеями на запятках в очень красивой ливрее…» Так петербургская знать в роскошных каретах ехала в Царское Село на очередной бал-маскарад.

    Елизавета Петровна в этот момент всегда просила остановить кортеж. Она очень любила с высоты любоваться Царским Селом. В золотых закатных лучах сверкал и переливался Большой дворец. С Пулковских высот было хорошо видно, как ко дворцу съезжаются гости.

    Предметом гордости императрицы Елизаветы Петровны был Картинный зал, по праву считавшийся одним из шедевров работы Растрелли.

    Внимание привлекали итальянские пейзажи Бота. Но, пожалуй, самый большой интерес представляли полотна, посвященные победам русских войск в Северной войне, выполненные художником Пьером Дени Мартеном по личному заказу Петра I: «Битва при Переволочне» и «Полтавская баталия».

    Одним из самых эффектных помещений дворца считалась парадная опочивальня Елизаветы Петровны. Ее отличало необычайно пышное декоративное оформление, резной позолоченный альков, изящная мебель, выполненная по эскизам Растрелли.

    Иконостас представлял собой глухую стену, поднимавшуюся до потолка.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Далее: Янтарное сокровище
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос