Александровский парк

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Царское Село и Павловск
  • Александровский парк.

    Напротив центральных ворот парадного двора Екатерининского дворца расположен главный вход в Александровский парк. В середине XVIII в. этот парк назвали Новым садом. В основе его планировки лежит трехлучевая система, характерная для регулярных садов того времени.

    Территория парка располагалась между лучами и состояла из 4 квадратных участков, где должны были разместиться различные увеселительные сооружения: зеленый театр, карусель, гора Парнас с беседкой на вершине и еще 37 беседок.

    К северу и югу от них предполагалось устроить 13 куртин, засаженных фруктовыми деревьями. Но блестящий замысел нового парка полностью осуществить так и не удалось.

    Еще при Екатерине I на месте естественного леса вокруг Зверинца была сооружена каменная ограда по проекту Растрелли. Это и стало основой будущего Александровского парка.

    Представление об этой территории вблизи Саарской мызы дает опись Зверинца, составленная в 1735 г.: «Против палат, на четырех верстах, Зверинец, по-прежнему, в нем один лось, палисадник погнил и валится, в нем же саженые. Во оном Зверинце посередине сделана гора, под нею каменный погреб не-достроен, от той горы прочищены шесть блезиров, в концах тех блезиров по амбару, ветхие...».

    Здесь и был впоследствии построен охотничий павильон Монбижу, напоминавший по своему облику Эрмитаж. От павильона в разные стороны расходились широкие прямые просеки.

    Планировка Нового сада и Зверинца гармонично вошла в архитектурный ансамбль Екатерининского дворца. Нарядные лазорево-золотые фасады дворца были видны с каждой из трех широких дорог. Главная аллея Александровского парка была обсажена липами в 4 ряда. В Старом саду таких аллей нет. Интересно, что на центральной аллее до сих пор растут древние липы с гигантскими черными наростами — следствием многократных стрижек.

    В районе Александровского дворца парк воспринимается совсем не так, как рядом со Старым садом. По центральной аллее посетители попадают прямо к фасаду дворца. Его украшает строгая колоннада из двух рядов коринфских колонн, которые словно соперничают с огромными дубами, раскинувшими свои ветви над светлой гладью пруда перед дворцом.

    Во второй половине XVIII в. велись активные работы по планировке пейзажного парка на берегу Большого пруда.

    В Новом саду было задумано создание китайского комплекса — Китайской деревни, Китайского театра и других построек.

    Деревушки, подобные Китайской деревне, впервые возникли в XVIII в. в Швеции в парке королевского замка Дротнингхольм и в Германии, близ Касселя.

    Проект китайского комплекса в Царском Селе был разработан задолго до приезда в Россию Чарлза Камерона. Но его начали воплощать в жизнь только через 10 лет.

    Начало строительных работ вел архитектор Неёлов. До лета 1941 г. существовала деревянная модель Китайской деревни, выполненная в масштабе в точном соответствии с чертежами. Екатерина II поручила возглавить строительство Камерону, но из 18 спроектированных домиков ему удалось полностью закончить только 10. Общим для всех построек Китайской деревни был мотив китайских драконов.

    Ряд проектов не был воплощен в жизнь. Так, с большими отступлениями строили здание обсерватории, а башня-пагода так и не была возведена, стены домиков не удалось облицевать глазурованной плиткой.

    И все же, несмотря на то что Китайскую деревню построили не совсем так, как она была задумана, она является основной частью Александровского парка.

    В XIX в. китайские домики использовали под летнее жилье для особо приближенных к императорскому двору. В 1820-х гг. в одном из них жил Н. М. Карамзин.

    Строительство Китайского театра по проекту архитектора Ринальди началось в феврале 1778 г., сразу же после ассигнования средств. Работы велись очень интенсивно, и уже 13 июня следующего года на сцене Китайского театра итальянский композитор Джиованни Пазиелло показал русской императрице Екатерине II и всему дипломатическому корпусу оперу «Дмитрий Артаксеркс».

    Спектакль так понравился зрителям, что через 3 дня его повторили для них же. 29 июля в театре с большим успехом прошла итальянская комическая опера, а 19 августа — новая опера «Идол Китайский» того же Джиованни Пазиелло. Спектакли в Китайском театре продолжались еще два года.

    Внешний вид театра был предельно прост и не имел ярко выраженного китайского стиля. Зато внутренние помещения были необыкновенно нарядными.

    Сцена и зрительный зал были украшены резными деревянными фигурами китайцев и китайских драконов. Под потолком и на стенах висели раскрашенные деревянные бусы, гирлянды, фестоны, шарики и колокольчики.

    Деревянные столбы обвивали яркие спирали из фольги и картона.

    Царская ложа была отделана китайскими панно, где на черном лаковом поле золотом были написаны пейзажи и цветы. Сценами из китайского быта были расписаны и оранжевые драпировки ложи.

    Тяжелый занавес работы художника-декоратора Иосифа Криста представлял зрителям панораму сказочного китайского города на берегу полноводной реки. Освещала зал огромная люстра в виде чаши, украшенная живописью на китайские мотивы.

    В 1780 г. театр, построенный наспех, потребовал капитального ремонта. Только в 1908 г. его деревянные конструкции были заменены металлическими, и театр был отреставрирован по проекту архитектора С. А. Данилина. Здание театра сохранялось практически в первоначальном виде до 1941 г. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны оно сгорело.

    Возле Китайского театра была устроена куртина Грибок. Ее планировка сохранилась с XVIII в. Свое название куртина получила от формы беседки, стоявшей когда-то в центре круглой площадки, от которой расходилось 8 аллей.

    Наиболее эффектным и монументальным парковым сооружением Александровского парка явился Большой каприз. В основу проекта этого сооружения архитектор В. И. Неёлов положил идею, увиденную им на старинной китайской гравюре, где изображены две высокие скалы, соединенные между собой легкой полукруглой аркой. Под ней по спокойной водной глади свободно проходят корабли. Строительные работы начались в 1772 г. Высокий цилиндрический свод и отвесные стены были возведены из уложенного правильными рядами плитняка, а склонам земляной горы придали максимально естественный вид огромные каменные валуны.

    Арка Большого каприза переброшена через дорогу, ведущую к Александровскому дворцу. Из китайской беседки, венчающей Большой каприз, открывается замечательный вид на всю парковую зону и дворцовые ансамбли. У Большого каприза рядом с основной аркой в земляной насыпи есть еще и малая арка, через которую проходит главная поперечная ось Нового сада.

    Квадраты старого регулярного сада опоясаны Крестовым каналом. При перепланировке сада в конце XVIII в. через канал было переброшено несколько мостов, ставших неотъемлемой частью художественного облика парка. Весной 1776 г. на юго-восточном углу Крестового канала началось строительство каменного Крестового моста.

    Детальная разработка проекта и его воплощение в жизнь были доверены отцу и сыну Неёловым, которые превосходно справились с поставленной задачей. Силуэт и пропорции моста выглядят просто безукоризненно. Восьмиугольный павильон поддерживают 4 арки. На площадку к павильону ведут 4 удобные широкие лестницы из серого мрамора, в каждой из которых по 23 ступени. Когда-то по углам кровли павильона, выполненного на китайский манер, были подвешены медные колокольчики на цепях.

    У входа в Александровский парк расположен Китайский мост, выполненный из гранита. Его главным украшением стали гранитные китайские вазы, соединенные между собой причудливо изогнутыми коваными прутьями. На тумбах по краям моста установлены фигуры сидящих китайцев с фонариками в руках.

    На юго-западном участке Крестового канала по проекту Чарлза Камерона были установлены два Малых китайских моста. Чугунные перила с узорчатыми решетками украшают оба сооружения.

    Крылатые китайские драконы с «чудовищными фигурами», отлитые из цинка, украшают Драконовый мост. Хвосты их изогнуты крутыми петлями, а лапы вытянуты вперед. Модели для отливки были изготовлены известным скульптором Шварцем, работавшим в то время на строительстве Большого дворца. Одним из самых интересных парковых павильонов всегда называли Скрипучую беседку. Это сооружение территориально относилось к Екатерининскому парку, но композиционно архитектор вписал ее в ансамбль Александровского парка.

    Выполненную в китайском стиле кровлю центральной части Скрипучей беседки поддерживали 12 столбов. Над боковыми помещениями высились легкие террасы, также установленные на столбах.

    На кровлю были помещены вырезанные из дерева и ярко раскрашенные драконы и флюгера в виде развевающихся знамен. Флюгера вращались на ветру и громко скрипели. Это обстоятельство и повлияло на название беседки.

    От главного входа к пруду спускались 12 каменных ступеней, выполненных в виде расширяющихся полукружий.

    В погожие летние дни можно видеть, как в зеркальной глади пруда отражаются причудливые очертания Скрипучей беседки. К Китайскому комплексу Александровского парка вполне можно отнести отмеченную русскими путешественниками характерную особенность китайских садов:

    «Посредством вьющихся дорожек китайские сады кажутся вдвое большими, чем в действительности».

    Пейзажная часть Александровского парка кажется его посетителям безграничной.

    Своеобразный романтический колорит придали парку сооружения, созданные в новом художественном стиле, получившем название «романтизм». При этом архитекторы идеализировали средневековую готику.

    В готическом стиле были построены башни Шапель и Белая, а также Пенсионные конюшни, где содержались старые царские лошади. Вблизи конюшен расположено кладоище для павших коней. До сих пор на этом месте сохранилось несколько могильных плит с небольшими эпитафиями, посвященными памяти царских лошадей.

    Конюшни построены в полной гармонии с их природным окружением. Двухэтажное здание с возвышающейся над ним круглой башней и одноэтажная пристройка выглядят как единое целое. Автором проектов этих сооружений был архитектор А. А. Менелас.

    Наиболее удачным произведением этого архитектора считается башня Шапель, что в переводе с французского означает «часовня» или «капелла». Она выполнена в виде руины с полуразрушенными стенами, из расщелин которых растут деревья.

    Часовня находилась на втором этаже, куда ведет узкая каменная лестница. Из-за деревьев далеко видна кровля башни, украшенная острыми шпилями, башенками и флюгером с фигуркой петушка. Башня находится в одном из самых живописных уголков Александровского парка.

    Интересное описание башни оставил потомкам литературный деятель И. И. Мартынов: «Здание построено в готическом вкусе, в главном здании или в капелле стены уже растрескались, как бы от древности, в окнах синие стекла; пристроенная к главному корпусу часть представляет полуобрушившиеся стены, в иных местах выдавшиеся в сторону и угрожающие падением; на северной стороне капеллы примыкают к ней стены, также обрушившиеся, и несколько колонн или остатков от них, поросших сверху мохом».

    Внутри капеллы, у основания свода, архитектор поместил фигуры ангелов работы известного скульптора первой половины XIX в. В. И. Демута-Малиновского.

    У южной стены внутреннего помещения капеллы установлена статуя Христа на красном гранитном постаменте, выполненная немецким скульптором И. Г. Даннекером из белого каррарского мрамора. В окнах были вставлены витражи с изображениями на библейские сюжеты.

    Здание Арсенала, построенное в 1830-1835 гг., было возведено на месте старого павильона Монбижу. Проект перестройки был выполнен архитектором Менеласом, взявшим за основу изображение Шрубс-Хилла, готического замка средневековой Англии.

    От Монбижу архитектор оставил центральный 2-этажный массив. Четыре шестигранные башни слиты с ним воедино. Стены башен завершены зубчатыми парапетами, и каждую из них венчает готическая башенка.

    Интересно, что Менелас начал перестройку Монбижу еще в 1819 г., а заканчивал строительные работы архитектор А. А. Тон уже в 1834, после смерти Менеласа. Николай I приказал назвать павильон Арсеналом, а прежнее имя «предать забвению».

    Арсенал ни в коей мере не мог сравниться с барочным павильоном, считавшимся истинной жемчужиной русского зодчества. Новое здание отличалось от других павильонов наличием 4 зубчатых башен, а также красными кирпичными стенами с белой расшивкой швов и высокими стрельчатыми окнами.

    Помещения Арсенала предназначались для хранения коллекции старинного оружия, которая позднее была передана в Эрмитаж.

    Недалеко от Арсенала начинается широкая Елевая аллея, ведущая посетителей к Александровским воротам, ставшая в последнее время главным въездом в парки Царского Села.

    На северо-восточной окраине Александровского парка начиная со времени правления Екатерины I существовала застава. В середине XIX в. по проекту архитектора А. А. Менеласа на ее месте были построены Египетские ворота.

    Каменные караулки ворот украшают 30 чугунных рельефов, модели для которых выполнил из глины Демут-Малиновский. Рельефы расположены горизонтальными рядами и воспроизводят мифологические сюжеты Древнего Египта, изображения фараонов, а также бытовые сцены — рыбная ловля и полевые работы. Некоторые рельефы представляют собой точные копии древнеегипетских изображений.

    Через старую заставу на Кузьминской дороге не раз проезжал А. С. Пушкин, а осенью 1831 г. он возвращался в Петербург из Царского Села уже через Египетские ворота.

    Далее: Александровский дворец
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос