Беседа о трех

промыслительных действиях

Божиих

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Книга «Закон Божий»
  • Часть четвертая
    О вере и жизни христианской

    О четвертом члене Символа Веры

    Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле

    В наше время рационализма мир залит равнодушием к вере Христовой. Всюду утверждается безверие, безбожие, атеизм.

    Но в напоминание нам - верующим, в утверждение колеблющимся и в обличение атеистов, мы укажем на три исторических события, поражающих материалистический мир своими фактами.

    Первое из них было во дни страданий Спасителя на кресте, а два других - в наши дни.

    I. Когда Спаситель страдал на кресте, трепетала вся природа, скрылся свет солнечный и "тьма бысть по всей земле", повествует Святое Евангелие. Это необычайное событие за много веков было предсказано пророком Амосом: "Приспел конец народу Моему Израилю: не буду более прощать ему"... (Ам. 8, 2); "И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня".., ..."и произведу в стране плач, как о единственном сыне... (Ам. 8, 9-10).

    Затмение солнца во время распятия Иисуса Христа, несмотря на его необычайность против всех законов природы, т. к. было полнолуние - луна не стояла между землею и солнцем, - есть исторический факт, записанный языческими учеными историками в хронике:

    1. Римский историк и астроном Флегонт сообщает, что затмение было такое сильное, что даже были видны звезды на небе.

    2. О затмении сообщает ученый Юний Африкан и греческий историк Фаллос.

    3. Знаменитый философ из Афин Дионисий Ареопагит, бывший в то время в Египте, в гор. Гелиополе, наблюдая внезапную тьму, сказал: "или Творец страждет, или мир разрушается".

    Впоследствии Дионисий Ареопагит, после проповеди Апостола Павла, принял христианство и был первым афинским епископом.

    II. Второе событие, поражающее материалистический мир в наши дни, это чудесное появление благодатного огня в Великую Субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме, т. е. на месте погребения и славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Появление благодатного огня происходит из года в год, долгие века, до настоящего времени. Когда произошло первое явление святого огня положительно установить трудно. Церковные историки ссылаются на писания святых отцов Григория Нисского и Иоанна Дамаскина, упоминающих об этом и которые как известно были сами в Иерусалиме. О благодатном огне говорят крестоносцы, и все без исключения паломники на протяжение всех этих веков до настоящих дней, которые сами лично убеждаются в этом.

    Ввиду того, что получение благодатного огня принадлежит исключительно только православному патриарху, так как инославные пытались сами получать, но совершенно безуспешно, то католики демонстративно отошли от участия в этом благодатном торжестве. Хотя сам папа римский Урбан II на крестовом соборе в Клермоне свидетельствовал о благодатном огне на Гробе Господнем, закончив словами: - "чье сердце, сколько бы ни было окаменелым, не смягчится таким явлением".

    Ко всему следует указать, что появление благодатного огня на Гробе Господнем находится под строгим и ревностным надзором гражданских властей. Все огни в храме тушатся еще накануне, в Великую пятницу, под контролем полиции. Само помещение Гроба Господня тщательно осматривается гражданскими властями и затем вход в него ими же опечатывается. Самого Патриарха разоблачают и он остается в одном подряснике; его всего с ног до головы осматривают и ощупывают, - нет ли при нем чего-нибудь воспламеняющегося. Только после этого снимают печать со входа в Гроб Господень и Патриарха впускают в него для получения благодатного огня. Через некоторое время, после усердной молитвы, получив благодатный огонь, Патриарх зажигает пучки свечей (по 33 свечки в каждом, по числу лет земной жизни Спасителя) и передает присутствующим в храме, и весь храм озаряется морем огня. Этот благодатный огонь в течение 10-15 минут совершенно не обжигает.

    Стечение народа на это торжество бывает колоссальным: греки, русские, армяне, арабы, англичане, американцы, французы, турки, евреи и др.

    Таково величайшее проявление благодати Божией на нашей грешной земле для вразумления и спасения нас грешных.

    И, наконец, 3-е событие - это сохранившееся до наших дней Полотно-Плащаница Господа нашего Иисуса Христа, в которую Он был обвернут при погребении.

    Первое время пока было гонение на христианство. Св. Плащаница Христова сохранялась верующими втайне. Когда же гонения на христиан прекратились, Св. Плащаница хранилась у византийских императоров, которые, ревностно охраняя ее, долгое время не показывали народу.

    Но уже в VIII веке св. Иоанн Дамаскин, в своем "Третьем защитительном слове против отвергающих св. иконы", говорит: "Второй вид (поклонения) - когда мы поклоняемся тварным вещам, через которые и в которых Бог совершил наше спасение или до пришествия Господа, или после Его домостроительства во плоти, как, напр., гора Синай, Назарет, Вифлеемские ясли, пещера, св. Голгофа, древо креста, гвозди, губка, трость, священное и спасительное копье, одежда, хитон, плащаница, пелены, св. гроб - источник нашего воскресения, камень гробный, св. гора Сион, затем гора Масличная, Овчие ворота, блаженный Гефсиманский сад, - это и подобное чту и поклоняюсь; чту и всякий св. храм Божий и всякое место, в котором произносится имя Божие, - не ради их естества, конечно, но потому, что они вместилище божественного действования, и чрез них и в них благоволил Бог совершить наше спасение, ибо я почитаю и поклоняюсь и ангелам, и людям, и всякой материи, участвующей в божественном действовании и послужившей моему спасению, ради божественного действования. Я не поклоняюсь иудеям, потому что они не участники божественного действования и не для цели моего спасения распяли Господа славы, Бога моего, скорее же - побуждаемые завистью и ненавистью к Богу и благодетелю".

    ("Полн. собр. соч. св. Иоанна Дамаскина". Том I. СПб. 1913 г. стр. 407).

    Из приведенных слов св. Иоанна Дамаскина видно, что в его время Св. Плащаница Христова уже была предметом поклонения.

    Летописец 4-го крестового похода (около 1202 г.) Роберт де Клари рассказывает, что во Влахернском храме Божией Матери Плащаницу выносили по пятницам и что на ней "можно было ясно видеть Лик Господень". А когда в 1204 г. крестоносцы разгромили Византию, то плащаница "исчезла так, что никто не знал, что с ней сталось", - пишет тот же летописец.

    Теперь становится очевидным, что св. Плащаница была привезена крестоносцами в Европу. Долгое время она хранилась во Франции, как частная собственность. С XV века св. Плащаница стала собственностью герцогов Савойских, а в конце XVII века она перевезена была ими в Италию, в город Турин, где она находится и поныне в часовне, в стеклянном ящике.

    Плащаница представляет собою тонкое льняное полотно длиною 4 метра 36 сант. и шириною 1 метр 10 сантиметров. На ее пожелтевшей от времени поверхности имеются коричневые и красновато-багровые пятна, создающие своим расположением форму человеческого тела спереди и сзади.

    В XVIII веке, когда люди еще не знали фотографии, историки Боле и Флери усомнились в подлинности св. Плащаницы Спасителя. На основании их показаний, Римский папа решился объявить св. Плащаницу репродукцией подлинника. Это был последний результат исследования примитивным путем.

    В 1898 году, 1-го мая, с разрешения итальянского короля Гумберта, во время выставки религиозного искусства в г. Турине, св. Плащаница была сфотографирована специалистом М. Пиа. Фотография обнаружила совершенно необыкновенные, свойства Плащаницы. Темные пятна на Плащанице оказались светлыми на фотографической пластинке, т. е. Плащаница явилась негативом, а фотографическая пластинка - позитивом прекрасного лица, несмотря на увечья. Изображение его исключительно реально, подобного совершенства не знает искусство средних веков.

    После фотографирования св. Плащаницы ею заинтересовался ученый мир; в дальнейшем она стала предметом тщательного научного исследования Сорбонны и приглашаемых ею высоких специалистов.

    Со свойственным девятнадцатому веку европейским скептицизмом к предметам "нереальным", Плащаницу исследовали выдающиеся физики, химики, археологи, анатомы, скульпторы, живописцы, историки, специалисты фотографы, рисовальщики и юристы. После напряженной исследовательской работы в течение нескольких лет, в 1900 году была издана брошюра о Плащанице лауреатом французской Академии Наук, Артуром Лоттом. Знаменитый физик Шевалье за свое исследование Плащаницы награжден золотой медалью. В речи своей 15-го ноября 1901 года председатель французской Академии Наук признал Плащаницу оригиналом, т. е. подлинным полотном, прикрывавшим Святое Тело Господа нашего Иисуса Христа.

    Но уже в апреле 1902 года ученый И. Делаж снова поставил перед Академией вопрос о Плащанице, в плоскости чисто-научной. Академией был дан ему ответ, снова подтверждающей мнение Академии, т. е. подлинность Плащаницы Христа.

    После этого, в том же 1902 году, в Париже вышла книга доктора естественных наук, Поля Виньона под названием "Плащаница Христа".

    Последний раз святая Плащаница фотографировалась в 1931 году специалистом-фотографом Г. Энри. Затем снимок был сильно увеличен и исследован. Целью исследования было установление в окончательном виде, есть ли на полотне Плащаницы следы красок или иных красящих искусственно веществ, которые могли бы подтвердить искусственность негатива Плащаницы, ибо этот вопрос многократно подымался и теперь противниками признания "туринского полотна" оригиналом Святой Плащаницы.

    В подтверждение прежних опытов, и на этот раз было установлено полное отсутствие каких бы то ни было красок на полотне и в его ткани. Мертвая техника фотографии и теперь сыграла решающую роль.

    Вот данные исследовательских работ ученого мира:

    Ученый исследователь египетских гробниц г. Гайе и директор музея материй М. Терме - оба признали полотно, по его тонкости и выделке принадлежащим веку Христа Спасителя, из типа полотен, употреблявшихся в то время евреями для погребения умерших.

    Тщательное и подробное исследование Плащаницы запротоколировано следующим образом:

    "Волосы в беспорядке, небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко стоят друг к другу. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. Левая щека сильно опухла, - она касалась плащаницы и ее отпечаток оказался гораздо сильнее, чем правой. С левой стороны тело над скулой разбито и эта сторона отечная. Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный: очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева. Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Изображение лица асимметрично. Этот человек очень много страдал и черты лица, после смерти, не одинаково сократились. Кроме сказанного - много следов от ударов и увечий.

    Плечи приподняты. Грудь имеет такую форму, как у людей умирающих от удушья (недавно медицина определила, что люди, распятые на крестах, умирали от удушья). Руки сверху мало видны, но от локтей - ясно. Левая рука очень натурально лежит на правой. На руке пониже запястья - большое пятно от раны. Ясно видны четыре пальца этой руки. Бедра видны отчетлива, и очертание мускулов чисто и сильно. Так же видны и ноги. Раны на ногах в тех же местах, что и на руках, и того же типа. Ясно отпечатались сзади голова и спина. Бедра тоже хорошо отпечатались, особенно область таза. Ноги видны почти до колен, затем - перерыв; видны икры и снова перерыв над сухожилием Ахиллеса. Ступни опущены и ярко очерчены пятки. Все тело отпечаталось в пропорциях абсолютно верных, в нем выражено благородство, оно идеально красиво".

    Негативный снимок верхней части Плащаницы,
    которая покрывала сверху тело Спасителя

    Исследователи поставили вопрос: является ли Плащаница естественным отпечатком тела или она - произведение гениального фальсификатора?

    Установлено следующее: "фальсификатор мог: а) нарисовать тело или б) отпечатать с модели или с рисунка.

    Нарисовать не мог, т. к.: -

    1) все пропорции идут вразрез с правилами средневекового искусства: такого совершенства оно вовсе не знало;

    2) тело на отпечатке слишком реально, - по своему отпечатку Плащаница представляется уникумом;

    3) Плащаница является негативом; это объясняется очень подробно специалистами фотографами, тщательно ее исследовавшими, причем Плащаница -негатив идеально правильный по тонам в зависимости от расстояния и т. п., что проверено многочисленными опытами. Негатива же нарисовать нельзя было, особенно до того, когда еще ничего не знали о фотографии и не предполагали о существовании негативов. Тогда ученый Шопен предположил, что изображение было сделано позитивно, но с течением времени, под влиянием химических трансформаций, обратилось в негатив. Но опыт с фотографированием "Кальварийской группы" фресок в соборе Ассизском, написанной местами такими красками, которые от времени темнеют, а также ряд других научных данных установили, что нарисовать красками на таком очень тонком полотне, какова Плащаница, немыслимо физически;

    4) как спина, так и весь перед тела не могли быть нарисованными, т. к. они настолько симметричны и так правильно совпадают, что не оставляют сомнения в своем существе: это отпечаток одного предмета, одновременно полученный.

    Негативный снимок. Лик Спасителя

    Тогда возникло предположение, что гениальный фальсификатор отпечатал Плащаницу. Отпечаток может быть с рисунка или с предмета. Предметом могла быть или модель, или тело человека. Этим вопросом занялся д-р Ришер, скульптор медалист, известный работами по артистической анатомии. Оттиск с рисунка уже опровергнут, т. к. такого рисунка никто не мог сделать. Остается модель или тело. Д-р Ришер произвел множество различных опытов над моделью и над телом. После тщательнейших усилий был достигнут оттиск от тела человека, но получился он далеко не так совершенен, как на Плащанице, хотя и подобен ему. Отсюда логически вывод: фальсификатор древних и средних веков не смог бы сделать отпечаток лучший, чем Сорбонна XIX века с ее приспособлениями и научными возможностями.

    Изображение на Плащанице есть результат химических реакций от испарения тела и ароматов, которыми была насыщена плащаница. Испарения эти действовали на полотно согласно законам расстояния. Это вне сомнений. Знаменитый физик Кольсон произвел ряд исследований (подробно описано в книге Поля Виньон), доказав, что благодаря присутствию в полотне Плащаницы ароматов: алоэ и мирры, которыми во времена Христа смазывали и тело, и пелены перед погребением, а также ввиду того, что тело под Плащаницей не было не только смазано, но, как доказывают обильные следы крови, даже не было обмыто (Иосиф Аримафейский не имел на то времени в виду наступавшего часа Пасхи) и обладало обильными испарениями, - именно химически состав этих испарений, действуя на химический же состав алоэ, оксидирует полотно, подобно химическому негативу, что и имеется на Плащанице.

    Остался один вопрос: чье тело лежало на данной Плащанице и ею было покрыто?

    Ученые, решая этот вопрос, строго применяли законы, на основании которых устанавливаются исторические личности (идентификация). Раны, химическая проекция которых осталась на Плащанице, носят такой специальный характер, что показывают в данном случае только тело Христа.

    "Раны поразительно реальны во всех своих деталях: на висках и на лбу коричневые пятна - сгустки запекшихся капель крови. Они создают форму венца (терновый венец Спасителя). Капля над левой бровью несколько продолговатая: кровь текла из раны, затем запеклась на коже. Такая капля всегда принимает форму мисочки: красные тельца закрепляются с боков, а внутри капли остается "серум", жидкость, которая сильнее испаряется, и по мере этого процесса поверхность капли вгибается. Это место и отпечаталось на Плащанице с идеальной точностью, как более светлое. Здесь следует заметить, что никогда, нигде ни один художник не додумался именно так естественно изобразить каплю крови. Капля на Плащанице была суха задолго до смерти, часов за 12, судя по цвету и форме ее отпечатка (бичевание было за сутки до смерти).

    На груди (на Плащанице - слева, значит на теле - справа) пятно от раны между ребер, окружностью в 41/2 сант. К нему снизу примыкает другое пятно, имеющее вид потекшей крови. Потекла она, когда человек, получивший рану, был в стоячем положении (вертикально). Струя крови, очень обильная, имеет идеально натуральное очертание и дала ясный отпечаток на Плащанице.

    На левой руке рана и большой сгусток крови (правой руки не видно, на ней лежала левая). Оба запястья темные, т. к. обильно орошены кровью от сквозных ран. Кровь стекала по рукам по направлению к локтям. Гвоздь был вбит не посредине ладони, как принято изображать, но выше, в центре запястья, между костей.

    Раны на ногах видны обе. Очертания их очень четки, т. к. кровь их запеклась задолго до прикосновения полотна. В одном месте края кровяного пятна зубчатые, т. е. жидкость разошлась по ниткам полотна обильнее; на этом месте пятно светлее. Это пятно от сукровицы ("серум"), которая вытекла из раны при снятии тела: обсохшая рана была потревожена освобождением от гвоздя.

    Вдоль всей спины и таза расположены специальные раны, от бичевания. Они одна около другой, длиной каждая в 3 сант. В центре удара раны чернее, ибо там были раны глубже и крови больше. По краям пятна светлее, - там была сукровица, которая текла долго, ибо раны раздражались одеждой и медленно сохли. Этими ранами усеяна вся спина, поясница и ниже. Всего их 18. Они нанесены особым бичом, употреблявшимся римлянами: "флягрум", состоящим из нескольких концов веревок с большими и тяжелыми металлическими пуговицами на концах.

    На правом плече - широкая полоса, - след от тяжелого креста, который Спаситель нес на Голгофу.

    Лицо изувечено: перебита носовая кость, опухла левая щека и рассечена скула. И в то же время на лице царственная ясность и покой, - лицо неповторимое в мире. Трудно себе представить, ибо это слишком было бы неправдоподобно, чтобы это было тело не Иисуса Христа. Кто же другой в истории, при всех описанных обстоятельствах и признаках, мог иметь такие же раны, так же умереть распятым на кресте, в ту же эпоху, среди того же народа, чтобы его не успели обмыть и помазать, чтобы плащаница все же была приготовлена, чтобы кто-либо другой имел такое изумительно-прекрасное единственное в мире лицо, кто бы так же, как Христос оставался бы не более 2-3 дней на плащанице, ибо в противном случае не было бы вообще изображения на полотне, т. к. тление (уже не испарения) уничтожило бы ясные пятна и очертания на нем".

    Из выше приведенного материала скептиков-ученых явствует, насколько точны сведения об Иисусе Христе в Евангелии.

    После исследований Сорбонны, римский папа признал подлинность Плащаницы Христовой. Остается нам только безмерно жалеть что эта величайшая святыня до сих пор является в католическом мире частной собственностью, а не достоянием всего христианского мира.

    Поразительно, что эта великая святыня явилась в наше время, - время повального неверия, шатания умов, отрицания всего святого и духовного. Поразительно также, что подлинность ее взялись защищать и доказывать люди мало склонные к почитанию, а тем боле к защите святынь христианства; что эти люди не только не православно-верующие, но даже не верующие. В этом обстоятельстве урок нашему времени: "Ибо аще и распят бысть (Христос) от немощи, но жив есть от силы Божия... Да вера ваша не в мудрости человеческой, но в силе Божией будет" (2 Кор. 13, 4; 1 Кор. 2, 5).

    Плащаница Христова, - это не только величайшая из святынь всего просвещенного христианством мира, но и особой силы и значения документ. Теперь он перед нами для того, чтобы мы действительно почувствовали всю меру страданий за нас Самого Сына Божия и поняли бы весь ужас своего падения, в вере и верности, и действительно приблизились бы к духовному возрождению.

    В этом знамении Господь как бы снова являет Свои слова, сказанные неверующему Апостолу Фоме: "прииди, и виждь, и осяжи; и не буди не верен, но верен" (Иоан. 20, 26).

    (Краткие сведения о Плащанице Христовой взяты из обширной и обстоятельной статьи Вл. Гриненко: "Св. Плащаница Христова", которая дана была в качестве приложения к первому изданию нашего учебника, а также сделаны небольшие добавления из других источников).

                Продолжение
    В начало

     
    Rambler's Top100