Апостольский Собор

в Иерусалиме

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Книга «Закон Божий»
  • Часть третья
    Священная история Ветхого и Нового Завета
    Новый Завет

    Апостольский Собор в Иерусалиме


    Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к. иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.

    В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18, 17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.

    После долгих споров и рассуждений взял слово Ап. Петр, он встал и сказал, что Господь, избравший его сначала для обращения язычников, не положил никакого различия между язычниками и иудеями и всем одинаково даровал Духа Святого, а потому христианам из язычников не нужно исполнять обрядового закона Моисеева. "Мы веруем", - закончил свою речь Апостол, - "что благодатью Господа Иисуса Христа спасаемся".

    Речь Ап. Петра произвела глубокое впечатление. Об этом красноречиво свидетельствовало наступившее молчание всего многочисленного собрания. Это впечатление затем усилилось еще больше после рассказа Апостолов Павла и Варнавы о знамениях и чудесах, какие Бог сотворил через них у язычников.

    После всего встал, чтобы говорить председательствовавший на Соборе св. Апостол Иаков - "брат Господень". Ему, как епископу Иерусалимской Церкви и председателю Собора (первому между равными) принадлежало последнее слово. Мнение его важно было еще и потому, что он сам был строгим ревнителем закона и получил за это не только у христиан, но и у самих иудеев, наименование "праведного". Величием было исполнено и его положение в Церкви, он был первым Иерусалимским епископом, поставленным Самим Господом. Св. Иаков вел строгую аскетическую (воздержную, монашескую) жизнь, носил на себе "петалон", т. е. золотую дощечку, которую носили только первосвященники. Он проводил в храме целые часы один в молитве за свой народ. В Иерусалиме его почитали "оплотом народа".

    Св. Иаков одобрил мнение Ап. Петра, доказал, что это согласуется с пророчеством (Амос. 9, 11-12), а, следовательно, и с Божественным предназначением. Он предложил: "не затруднять христиан из язычников исполнением обрядового закона Моисеева; но они должны жить в чистоте и святости и не делать другим того, чего не хотят себе".

    Это предложение Ап. Иакова было принято Апостолами, пресвитерами и всем обществом, т. е. всем Собором, единодушно, как резолюция (постановление) Собора. Об этом дано было знать всем христианам письменно (Соборным посланием), которое начиналось словами: "Угодно Духу Святому и нам"...

    Так Апостольский Собор указал христианам, что постановления Собора, согласно слов Господа (Иоан. 16, 13; 14, 16) есть установления Святого Духа.

    Послание Апостольского Собора вызвало среди христиан большую радость и утешение.

    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в кн. Деяний Апостолов, гл. 15, 1-35.

                Продолжение
    В начало

     
    Rambler's Top100