Церковь Вавианы
Церковь во имя св. мученицы Вавианы.
Совсем немногие путешественники, подъезжающие к главному римскому вокзалу Термини, знают, что тут, почти под самыми железными путями, притаилась невидимкою, под высокой станционной башней, одна из самых древних и самых почтенных церквей христианства. Посвящена она св. Вивиане (Бибиане), деве и мученице, забитой плетьми за веру при Юлиане Отступнике.
Храм этот возведен в V веке на телах 11 266 первомучеников, как сообщает старинная доска у его входа, причем в число это не включены были погубленные язычниками женщины и дети.
Мощи св. Вивианы, а также прах сестры ее Деметрии и матери Дафрозы, поместили в ценный мраморный саркофаг, который и до сих пор служит главным алтарем храма.
Шли века, и церковь, некогда стоявшая за городской чертой, в чистом поле, стала приходить в ветхость, пока в 1625 году папа Урбан VIII не повелел ее подновить. Строительные работы поручили знаменитому маэстро Бернини, а живописные — художнику Пьетро да Кортона. Неистовый Бернини проявил себя тут необыкновенно сдержанно, дополнив конструкциями классического вида уже существовавшие позднеантичные колонны, шесть гранитных и две - мраморные, разделяющие зал на три нефа. Две мраморные колонны, близ алтаря, своей винтовой нарезкой явно вдохновили маэстро на создание прославленной сени над ракою апостола Петра в Ватикане. Сдержанным выглядит и скульптурный образ св. Вивианы, изваянный тем же Бернини и водруженный в апсиде храма. Движением утонченных дланей и ликом, обращенным к Небесам, статуя напоминает его позднюю известную работу, «Истина, открытая Временем», однако общее настроение здесь — более спокойное и созерцательное.
Фрески Пьетро да Кортона и его коллеги, Чампелли, едва различимы в церковном полумраке. Они изображают житие мученицы, а также эпизоды построения этого мартириума. С фресками соседствуют свисающие с потолка старинные хоругви.
Мартириум, иначе мартирий, — раннехристианский храм, поставленный на мощах мучеников.
В настоящее время хоругви убраны в ризницу; в 1980-х годах на боковом фасаде, обращенном на виа Джолитти, водружен огромный киот с мозаичной иконой Божией Матери, исполненный по византийским канонам.
В храме почти всегда пусто. Ржавая ограда перед папертью, ветхий фасад, простенький настил керамическими плитками, неуклюжие росписи в боковых приделах придают ему вид необычайно скромный и почти провинциальный, а постоянные гудки поездов и прочие железнодорожные шумы так резко контрастируют с поэтической обстановкой древней церкви, что совсем непросто молиться тут святой деве, представленной — согласно воображению скульптора — с тонким лебединым станом, с восторженным ликом и пальмовой ветвью, символом Небесной славы.
Далее: Лестницы, ведущие к храмам