Успенский храм с. Гжель в лихолетье

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Исторический очерк
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Век ХХ. Лихолетье.

    В очень сложное время пришлось служить священникам Александру Орлову и Иоанну Архангельскому. Это были тяжелые годы революций и начала гонений на церковь.

    Уже по первым актам, принятым советским правительством: после Октябрьской революции, стало понятно, что новая власть не видит в церкви своего союзника, и последняя является одним из институтов прежней России, который предполагалось «разрушить до основания». 26 октября 1917 г. принимается «Декрет; о земле», согласно которому в пользу крестьян отбирались без выкупа и платежей помещичьи и церковные земли, удельные и другие владения. 23 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». После этого церковь, представлявшая некогда собой государственную религию, не только лишалась части имущества, но и теряла свой прежний статус и отодвигалась на периферию общественной жизни.

    Но в первые годы после революции новые власти пока не принимали репрессивных мер против церкви. Можно даже сказать о некоторой терпимости по отношению к ней. В 1918 г. у некоторых епархий оставалась возможность даже печатать церковную прессу. В частности, Московская епархия продолжала издавать «Московские церковные ведомости».

    Все резко изменилось в 1922 г., после принятия Декрета об изъятии церковных ценностей, когда начинается открытая травля церкви и планомерное уничтожение духовенства. По всей стране прокатилась волна арестов и расстрелов священнослужителей. Власти решили, что наступил удобный момент для уничтожения Православной Церкви.

    Поводом к началу террора стал голод 1921-1922 гг., охвативший территории Поволжья, Урала, Сибири, юга России и части Украины. Хлебные запасы страны и рядовых крестьян были истощены Гражданской войной и «военным коммунизмом», разрухой, конфискациями и непомерными налогами. Часть крестьянства ушла в армию или переселилась в город. Ко всему прочему добавилась сильнейшая засуха 1921 г. Доселе невиданный голод поставил страну на грань настоящей катастрофы.

    Масштабы голода потрясали. «Руку помощи» России предложили зарубежные страны. Анатоль Франс пожертвовал голодающим свою Нобелевскую премию. «Американская административная помощь» (АРА) выделила 25 тысяч вагонов продовольствия. Христианский долг взывал и церковь прийти на помощь жертвам великого потрясения. Римский Папа пожертвовал голодающим 1 миллион лир.

    Русская Православная Церковь также не осталась в стороне. Патриарх Тихон обращается с призывом о помощи:

    «...Величайшее бедствие поразило Россию. Пажити и нивы целых областей ее, бывших ранее житницей страны и уделявших избытки другим народам, сожжены солнцем. Жилища обезлюдели и селения превратились в кладбища непогребенных мертвецов. Кто еще в силах, бежит из этого царства ужаса и смерти без оглядки, повсюду покидая родные очаги и землю. Ужасы неисчислимы...

    Во имя и ради Христа зовет тебя устами моими Святая Церковь на подвиг братской самоотверженной любой.

    Спеши на помощь бедствующим с руками, исполненными даров милосердия, с сердцем, полным любви и желания спасти гибнущего брата...

    Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода...»

    По всем приходам страны начинаются сборы средств в пользу голодающих. Однако власти отказываются от помощи церкви и только в конце 1921 г., когда ситуация становится настолько серьезной, что в любой момент может перерасти в социальный взрыв, принимают ее. Церковь передала государству на оказание помощи голодающим почти девять миллионов рублей, не считая драгоценностей, золотых монет и продовольствия.

    Но в высшем руководстве страны зреет план, воспользовавшись трудным положением, нанести сокрушительный удар по церкви и если не уничтожить ее, так основательно подорвать, настроить против нее простых людей. На церковь взвалили чуть ли не всю ответственность за сложившуюся ситуацию в стране. А восстановить «социальную справедливость» должен был Декрет об изъятии церковных ценностей, принятый 23 февраля 1922 г. Патриарх Тихон назвал его «актом святотатства», но остановить коммунистов уже не мог никто и ничто.

    В апреле-мае началось изъятие церковных ценностей из xpaмов Бронницкого уезда Московской области.

    17 мая 1922 г. из Успенской церкви в Гжели были изъяты следующие ценности:

    1) 2 шт. Дарохранительницы среброзол.; вес = 07 фн. 36 зол.

    2) Угольники с 4-х Евангелий; вес = 04 фн. 47 зол.

    3) 7 шт. Крестов среброзол., вес = 07 фн. 84 зол.

    4) Риза и венчик с образа Успения и Скорбящей, вес =15 фн. 09 зол.

    5) Чаши 3 шт. с приборами среброзол., вес = 06 фн. 81 зол.

    В 1929 г. скончался настоятель Успенской церкви Александр Орлов, а 8 июля 1929 г. на его место был назначен протоиерей Александр Виноградов, прослуживший здесь до ноября 1930 г. Александр Алексеевич Виноградов родился в 1875 г. в деревне Егорье Ковровского уезда Владимирской губернии в семье диакона. Окончил Владимирскую духовную семинарию.

    С 1895 г. служил псаломщиком в храме села Золотая Грива Вязниковского уезда, а в 1898 г. перемещен в Вязниковский Казанский собор. 19 июля 1903 г. рукоположен во диакона в село Сима Юрьевского уезда. С 1 сентября 1903 г. занимал должность законоучителя и учителя пения в Коленовской церковно-приходской школе, а также учителя славянского языка и пения в Симской женской церковно-приходской школе. 21 января 1907 г. рукоположен во священника в село Малое Кузьминское Юрьевского уезда, одновременно исполняя обязанности законоучителя в Кузьминской школе грамоты. 24 июня 1911 г. о. Александр был переведен на священническое место в село Заборье и с 1 сентября назначен законоучителем при церковно-приходской школе. Все труды священника Александра Виноградова было по достоинству оценены и вознаграждены.

    В 1914 г. он получил архипастырское благословение, в 1915 г. награжден набедренником, в 1918 г. - скуфьей, в 1924 г. - камилавкой. В 1926 г. архиепископом Петром (Вороненским), временно управляющим Московской епархией, о. Александр был перемещен из Владимирской епархии в Московскую, в Покровский храм села Покровского-Шереметьева. В 1927 г. ко дню Святой Пасхи священник Александр Виноградов был награжден наперсным крестом.

    Став настоятелем Успенской церкви, протоиерей Александр Виноградов встречался и беседовал с народом не только в храме, но и по домам. Результатом таких бесед стало значительное увеличение числа прихожан.

    В январе 1930 г. отец Александр воспрепятствовал снятию колоколов с храма. В этом его поддержали женщины из деревни Трошково.

    Такой священник не был нужен местным властям, и в конце января - начале февраля 1930 г. Александр Алексеевич Виноградов был обвинен в мошенничестве и приговорен Нарсудом к трем годам высылки, но Губсуд дело прекратил.

    Немногим больше года довелось служить о. Александру в Успенской церкви. В то время любые высказывания, пусть даже самые осторожные, в адрес советской власти могли быть представлены как антисоветская пропаганда, а доносы становятся делом обыденным.

    29 октября 1930 г. против протоиерея Александра Виноградова и переведенного в том же году в Гжель священника Иоанна Честнова было начато дело по обвинению в антисоветской агитации и подрыве советской власти.

    Честнов Иван Петрович родился в 1874 г. в селе Запонорье Богородского уезда Московской области в семье священника В 1904 г., по окончании 4-го курса Московской духовной семинарии, Иван Честнов сдал экзамен на звание учителя церковно-приходской школы, и епископом Можайским Парфением был назначен псаломщиком Знаменского храма в селе Дмиреве Богородского уезда.

    9 марта 1905 г. епископ Дмитровский Трифон посвятил Ивана Честнова в стихарь, а в июле 1907 г. он был переведен псаломщиком в Крестоводвиженский храм в селе Новом, при реке Волге Клинского уезда.

    В 1908 г. состоялась диаконская хиротония Иоанна Честнова, и он был определен к Воскресенской кладбищенской церкви в Подольске, где с 1910 г. занимал должность законоучителя в мужском и женском училищах.

    С 1916 г. диакон Иоанн Честнов состоял секретарем и казначеем касс взаимопомощи духовенства 5-го благочиннического округа Подольского уезда, с 20 марта 1917 г. - членом исполнительного комитета уездного духовенства и мирян, с 1 июля 1917 г. - членом 1-го благочиннического округа того же уезда.

    Ко дню святой Пасхи 1919 г. диакон Иоанн получил Патриаршее благословение.

    1 сентября 1920 г. митрополитом Крутицким Евсевием Иоанн Честнов рукоположен во священника и назначен в Знаменскую церковь села Захарьина Подольского уезда, а в январе 1921 г. переведен в Воскресенскую кладбищенскую церковь.

    В декабре 1928 г., для «исполнения пастырских обязанностей», епископом Подольским Иннокентием священник Иоанн Честнов был направлен к Михайло-Архангельской церкви села Вертлинского Клинского уезда.

    В октябре 1929 г. отец Иоанн Честнов был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, где провел пять с половиной недель.

    В селе Вертлинском у священника не было постоянного жилья, что заставило его обратиться к правящему архиерею с просьбой о переводе на другой приход.

    В Синоде отец Иоанн познакомился с председателем церковного совета гжельского прихода Василием Ильичом Московским, который сообщил ему, что при Успенском храме в Гжели есть вакантное место священника.

    В. И. Московский подал записку Владыке, что он не против кандидатуры отца Иоанна. 24 января 1930 г. епископом Воскресенским Иоанном священник Иоанн Честнов был переведен в гжельский храм Успею Божией Матери.

    С первых дней своего служения в Успенском храме отец Иоанн неустанно заботился о вверенной ему пастве. Несмотря на за прет новой власти совершать Таинство Крещения без справок из сельского совета, священник Иоанн Честнов и настоятель храма протоиерей Александр Виноградов продолжали крестить детей!

    Более того, отец Иоанн, по желанию супруги председателя сельского совета члена ВКП(б) Гребнева, тайно крестил его ребенка, а о. Александр тайно крестил ребенка члена ВКП(б) Кузнецова.

    В ночь с 31 октября на 1 ноября 1930 г. протоиерея Александра Виноградова и священника Иоанна Честнова арестовали.

    По их делу были заслушаны показания ряда свидетелей! среди которых и представители местной власти (председатели гжельского сельсовета и член ВКП(б) Петр Тихонович Гребнев и председатель колхоза «Гжельский ударник» Сергей Hиколаевич Головин), и служители Успенской церкви (диакон! Владимир Солертовский и псаломщик Коровицин В. И.), и рядовые жители Гжели (колхозница Шагаева Е. И. и пенсионер Сухов И. П.). Все обвинения против священников сводились к тому, что они проводили антиколхозную агитацию, подрывая авторитет советской власти в глазах своих прихожан, заявляли, что все колхозники преданы анафеме и призывали людей не вступать в колхозы и не пускать своих детей туда на работы. По утверждению свидетелей священник Иоанн Честнов критиковал советскую власть, называя ее «властью зла», и говорил, что, несмотря на все гонения, «вера православная не угаснет и вновь восторжествует». Диакон Владимир Солертовский на допросе показал: «. ..попы Честнов и Виноградов не столько занимаются своими церковными делами, сколько светскими, и при всяком удобном случае используют религию во вред существующему строю».

    На допросе протоиерей Александр Виноградов полностью опровергал выдвинутые против него обвинения, стараясь переложить всю вину на Иоанна Честнова и заявляя, что никогда не разделял его взглядов.

    Ответы отца Иоанна на вопросы уполномоченного Раменского отдела ПП ОГПУ Московской области Васильева были смелыми и полными достоинства. Так мог отвечать только человек, полностью уверенный в своей правоте, истинный пастырь, не желающий в угоду сложившейся ситуации отступить от веры. В своих показаниях он отмечал, что на вопросы своих прихожан о существующей власти говорил: «Всякая власть дается от Бога, а так как вера православная пала среди верующих, то Бог в наказание за грехи наши и посылает власть.

    Народ достоин той власти, которая ему послана Богом, и если народ творит беззаконие, то Господь для исправления посылает тяжелую власть. И до тех пор, пока народ не обратится к Богу, ниспосланная ему власть будет продолжаться долго, а когда народ замолит свои грехи перед Богом, то и существующая власть дойдет до такого положения, когда она сама придет к Богу и изменит свое отношение к религии... Священное Писание не знает безбожников как таковых, есть лишь такое состояние человека, когда в известный период на душу человека налетает нечто вроде пепла, отчего душа и сознание затемняются, но это явление временное, так как это затемнение проходит, и человек, именовавший себя безбожником, становится верующим».

    О. Иоанн Честнов признал себя виновным лишь в том, что высказывал снос мнение о существующей власти «в местах большого сборища людей», но делал это не по своей инициативе, на это его «вынуждали вопросы верующих». Все остальные обвинения, выдвинутые против него, священник не признал, завершив свои показания такими словами: «Мои беседы и ответы верующим я суммирую следующими словами: народ делает зло друг другу, и я как пастырь хотел привести народ к миру. Мои призывы и беседы имели целью вразумить народ и привести их к вере Христовой, так как, если вера Христова укрепится, то и существующая власть также подойдет к этой вере, и вот тогда-то и установится власть, угодная Богу».

    Однако показания священников никто не собирался принимать во внимание, и ОГПУ Московской области составляет обвинительное заключение, согласно которому клирики Успенского храма села Гжель, «используя свое положение, как священников, систематически ведут агитацию против советской власти и проводимых ею мероприятий».

    В ХОАС рассмотрения дела гжельским священникам было выдвинуто обвинение по статье 58 п. 10 УК РСФСР: «Призыв масс к подрыву и ослаблению мощи советской власти, путем срыва выполнения мероприятий советской власти коллективизации и хлебозаготовок».

    В начале ноября 1930 г. о. Александра и о. Иоанна из Раменского отправили в Москву, на Лубянку, а позже - в Бутырскую тюрьму. 22 ноября 1930 г. Тройка ОГПУ Московской области приговорила протоиерея Александра Виноградова и священника Иоанна Честнова к высылке в Казахстан сроком на 3 года, считая срок с 6 ноября 1930 г. Протоиерей Александр Виноградов был сослан в Актюбинск. 1 января 1931 г. ему было дано право на свободное проживание в городе. В январе 1932 г. жена отца Александра, Виноградова Анна Ивановна, обратилась в ОГПУ с просьбой облегчить участь ее мужа. Неизвестно, как сложилась жизнь о. Александра после ссылки, но 27 марта 1992 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в 30-40-х и начале 50-х годов» он был реабилитирован.

    Отец Иоанн Честнов по окончании ссылки вернулся в Московскую область. В связи с тем, что проживать в стокилометровой зоне от Москвы, ему было запрещено, он поселился в Можайске и был назначен в городской храм Вознесения Господня. Но поскольку храм заняли обновленцы, ему пришлось просить священноначалие о переводе на другой приход. Найти свободное место для судимого священника было не так просто. В октябре 1934 г. отец Иоанн Честнов написал прошение епископу Тамбовскому и Мичуринскому Вассиану о принятии его в клир Тамбовской епархии. Однако в феврале 1935 г. из канцелярии владыки приходит ответ, что в связи с сокращением приходов число священников, не имеющих мест, растет, и пока отцу Иоанну не могут пообещать «что-либо утешительное». В том же месяце безместный священник обратился к архиепископу Тверскому Фаддею (Успенскому). Ответ был тот же - из-за сокращения приходов мест нет.

    10 марта 1935 г. священник Иоанн Честнов был назначен в храм Архангела Михаила в городе Талдоме Московской области. 20 апреля, в первый день Пасхи, староста храма Волков пригласил отца Иоанна в свой дом на чаепитие. В доме Волкова в этот день собрались и некоторые из прихожан. Ну и как водится, завязался разговор о текущем моменте и политической обстановке в стране. Отец Иоанн высказал свое мнение по поводу происходящих событий. Кто-то из участников разговора донес на священника.

    19 мая оперуполномоченный талдомского УНКВА допросил свидетеля по фамилии Агентов, который, искажая слова священника, фактически представил их как антисоветскую агитацию Причем вопросы, которые предлагал следователь, были на первый взгляд совершенно несуразными. Однако, по-видимому Агентов был к ним готов. Или подготовлен. Приводим фрагмент допроса:

    Вопрос: «Скажите, во время разговора за чаем, Честное не выражал свое мнение об убийстве тов. Кирова?»

    Ответ: «Честное факт убийства тов. Кирова рассматривает как проблеск сознания русского народа... оно совершено русским человеком, его единомышленники тоже русские, это свидетельствует о том, что русский народ начинает пробуждаться».

    Вопрос: «...А других примеров террористического характера Честное не приводил?»

    Ответ: «...Честное рассказал следующий пример: Недавно я был в Москве в приемной тов. Калинина, там стоит тысячная толпа желающих принести ему жалобу. Но, увы, ни Сталин, ни Калинин не решаются предстать перед народом, потому, что... народ понял свой обман и этот народ может кинуться и растерзать главарей».

    Вопрос: «Скажите, в этом разговоре за чаем, Честное говорил присутствующим о "Сионском протоколе", о "33-х старцах", о "масонах"?»

    Ответ: «Честное современных правителей партии и правительства считает шайкой масонов, которые действуют на основе "сионских протоколов", что эта шайка имеет 33 старца, через которых современные правители имеют связь с сатаной, от которого через старцев, получают задания...»

    Вопрос: «Какие выводы делал Честное из всего сказанного?» Ответ: «Честное делал вывод о неизбежности войны, что вся международная политика сейчас сводится к тому, чтобы заставить Германию уничтожить большевизм, ибо она (Германия), по мнению Честнова, является виновницей этого (большевизма, надо полагать), потому что она привезла в запломбированном вагоне т. Ленина. Сейчас Германия под давлением всех держав должна начать войну против СССР, а за ней пойдут все остальные державы, имея одну цель - уничтожить большевизм, который угрожает всему миру».

    Вот такой текст. Только, чтобы попытаться понять весь этот бред, его надо перечесть раза три. Лаже если всерьез относиться к масонам, старцам, сионским мудрецам, все равно невозможно представить, чтобы совершенно вменяемый человек стал бы об этом говорить, имея за плечами два срока. Равно как и о том, что убийство Кирова - это проблеск народного сознания, о том, что «современные правители партии» получают указания от сатаны, или обвинять Германию, в том, что она привезла к нам Ленина. При этом нельзя забывать, что это чаепитие происходит через месяц после приезда о. Иоанна в Талдом. То есть люди, которым, по словам Агентова он все это выкладывает, ему практически малознакомы.

    И уже совершенно нереальной представляется картина самого допроса. Ведь все, что мы сейчас узнали мистического, внутри- и внешнеполитического, мы узнали со слов пожилого сторожа хлебозавода с «сельским» образованием. Это данные Агентова, приведенные в том же протоколе.

    Далее: Успенский храм с. Гжель в лихолетье - продолжение
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос