Строительство храма

и образование села Троицкого

Дата публикации или обновления 17.06.2021
  • Оглавление: Книга «Храм Святой Троицы: прошлое и настоящее»
  • Строительство храма на другом берегу и образование села Троицкого.

    Совсем недавно, размышляя над тем, куда бы направиться для фотосъемки новых, доселе невиданных достопримечательностей, выбрал Адыгею, регион России, с которым был абсолютно не знаком. Выручила подробная карта Адыгеи, скачанная с сайта mapsoid.ru, благодаря которой не составило никакого труда проложить маршрут между нужными населенными пунктами.

    Когда именно прекратилось совершение богослужения в церкви Живоначальной Троицы в с. Новосильцево не известно но в 1680 году оно еще не было восстановлено, о чем говорится в дозорных книгах Патриаршего Казенного Приказа под 1680 годом: «церковь де Пресвятыя Троицы в селе Новосильцеве с морового поветрия запустела и ныне стоит пуста». Далее со слов отца Прокопия, священника села Троицкого мы узнаем, что «вместо той церкви построена церковь Живоначальныя Троицы с пределы против села Новосильцева на другой стороне реки Клязьмы на пустоши Иванишкове во 1653 году на новом месте от села Новосильцева версты с полторы».

    Это краткая информация, данная священником Прокопием спустя всего лишь 27 лет после строительства деревянной церкви в селе Троицком, может быть признана вполне достоверной, однако дата 1653 г. несколько расходится у других исследователей. Так, например, А. Барсуков считает, что Анна Михайловна «около 1656 года вышла за князя Якова Никитича Одоевского; при нем в 1663 году, вместо запустевшей Троицкой Новосильцовской церкви «была построена церковь Живоначальныя Троицы с приделы <…> С этого времени и самое село Новосильцово стало называться по церкви селом Троицким.».

    Историки Холмогоровы В. И. и Г. И. полагают, что церковь в селе Троицком была построена в 1653 году. Такую же дату — 1653 год — называет и Ю. А. Князев. Таким образом время постройки храма расходится у Холмогорова с датой, указанной А. Барсуковым, на 10 лет. Не совпадает и имя владельца Троицкого в это время. Так, Холмогоровы считают, что в 1653 году «владельцем села Новосильцева и пустоши Иванишковой был князь Яков Никитич Одоевский, которым вероятно и построена Троицкая церковь» . Кандидат Исторических наук Ю. А. Князев тоже считает что Троицким в 1653 году владел Я. Н. Одоевский.

    Он пишет что с постройкой новой деревянной церкви во имя Святой Троицы вокруг нее «обустраивается село, получившее название по церкви — Троицкое, а Новосильцево становится деревнею. Все эти перемены произошли при новом владельце — Я. Н. Одоевском» . В Памятнике усадебного искусства Я. Н. Одоевский был владельцем Троицкого после Пронского с 1646 по 1667 год. Однако едва это издание можно считать критичным, потому что в нем имеется множество неточностей, документально зафиксированных в других источниках. По А. Барсукову Анна Михайловна Пронская вышла за Одоевского около 1656 года из чего не ясно как Я. Н. Одоевский мог владеть имением Пронского и построить в 1653 году Троицкую церковь до своей свадьбы.

    Таким образом, перекрещиваются два основных спорных мнения: Холмогоровых и Барсукова. Холмогоровы не указывают дату женитьбы Я. Н. Одоевского на А. Н. Пронской, но зато они приводят точную ссылку на использованные архивные материалы, чего не делает А. Барсуков в своей книге, умаляя тем значение приводимых цитат. Поэтому остается принять точку зрения, которой придерживаются В. И. и Г. И. Холмогоровы с той же, однако оговоркой, которую делают они сами: «Полагаем, что в это время (1653 год) владельцем села Новосильцева и пустоши Иванишковой был князь Яков Никитич Одоевский» . В подтверждение своих слов они цитируют отказную книгу Патриаршего Приказа, в которой под 1667 годом говорится: «в селе Троицком церковь Живоначальныя Троицы, да в приделех Афанасия и Кирилла и Сергия чудотворца, а в церкви образы и книги, и ризы и на колокольнице колокола — строенье князя Якова Никитича Одоевского». Из этого видно, что владельцем села Троицкого был князь Яков Никитич Одоевский.

    Одоевские — русские князья XV-XIX вв., Рюриковичи, служили в Великом Княжестве Литовском до последней трети XV века, а затем в России. Род князей Одоевских был внесен в пятую часть дворянских родословных книг Владимирской и Московской губерний. Младший сын Н. И. Одоевского, Яков Никитич, был пожалован в бояре в 1663 году. При царевне Софье он вторично управлял приказом Казанского Дворца (в 1681-1683 гг.).

    Одоевский часто упоминается в Дворцовых разрядах как боярин, оставленный в Москве на время отъездов государей. Он помогал В. В. Голицину в 1682 г. усмирять стрельцов, участвовал в подготовке «Вечного мира» с Речью Посполитой (1686 г.). 25 февраля 1689 г. Одоевский возглавил Аптекарский приказ и Расправную Палату. Умер князь в августе 1697 года.

    В 1667 году, сообщают Холмогоровы, князь Одоевский отдал село Троицкое и деревню Новосильцево в приданое за своей дочерью Марфой князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому. А. Барсуков считает, что произошло это в декабре 1680 года, когда «князь Яков Никитич Одоевский променял «село Троицкое, что было пустошью Иванишково, на реке Клязьме», своему зятю, стольнику князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому (женатому на княгине Марфе Яковлевне Одоевской), на его Коломенскую деревню Ивань ». У Ю. А. Князева это же событие произошло в 1677 году.

    В дозорных же книгах Патриаршего Приказа под 1680 годом имеется следующая запись: «церковь Пресвятыя Троицы с пределы в вотчине князя Михаила Яковлевича Черкасского, в селе Новосильцеве, дани 13 алтын заезда гривна. А по досмотру и по сказке села Троицкого священника Прокопия церковь де Пресвятыя Троицы в селе г Новосильцеве, с морового поветрия запустела и ныне стоит, пуста, а вместо той церкви построена церковь Живоначальные ж Троицы с пределы против села Новосильцева на другой стороне реки Клязмы на пустоши Иванишкове, во 1653 году, на новом месте от села Новосильцева версты с полторы, а к той церкви дано от вотчинниковой земли пашни десятина в поле, а в дву потому ж, сена по реке Клязме луг на 30 копен; да князь Михайла же Яковлевич Черкасский дает де ему, священнику, годовую хлебную и денежную ругу, а старой церкви, что в селе Новосильцеве, поповскою и церковных причетников усадьбами и пустошью Потаповою владеют села Новосильцева крестьяне, а луг той церкви под селом Троицким на реке же на Клязьме, копен на 30 и тот луг косят на князя Михайла Яковлевича» . Из этой записи сделанной в 1680году не понятно с какого времени владел Черкасский Троицким имением, но из слов отца Прокопия о годовой руге и о летнем покосе видно, что князь владеет имением по крайней мере несколько лет.

    «Князья Черкасские являлись потомками кабардинского владетеля Инала и, выехав в Москву, приняли крещение. Отец И. Б.Черкасского приходился родным племянником кабардинскому князю Темрюку и был женат на Марфе Никитичне Романовой, являвшейся теткой царя Михаила Федоровича. Благодаря этим связям Иван Борисович стал первым лицом при царском дворе и управлял сразу несколькими приказами. Яков Куденетович приходился двоюродным братом Ивану Борисовичу. В 1645 году он был пожалован в бояре, а во время войны с Польшей и Швецией командовал Большим полком».

    «По документам за 1623 год село Осташково находилось во владении боярина И.Б. Черкасского. Ему же принадлежало и Останкино, которое он получил от царя в 1617 году.

    В это время в селе Осташкове имелась деревянная церковь Рождества Христова. Скончался Черкасский в 1642 году, а через четыре года село перешло к его родственнику Я.К. Черкасскому. Он выкупил это поместье в собственность и выстроил здесь боярский двор. При нем в селе насчитывалось всего 4 бобыльских двора с населением 7 человек мужского пола. После его смерти в 1666 году Осташково перешло к сыну Михаилу».

    «В 1687 г. в селе Троицком стояли: двор вотчинников, в котором жил приказчик, и двор мельника, а в деревне Новосильцевой числилось 8 дворов крестьянских, в них 42 человека и 14 дворов бобыльских, в них 40 человек».

    В вотчине Михаила Яковлевича было построено несколько церквей. От 5 июня 1682 года сохранилась «храмозданная грамота Св. Патриарха Иоакима кн. Михаилу Яковлевичу Черкасскому на сооружение в его вотчине, селе Осташкове, двух каменных церквей вместо сгоревшей».

    А «1698 года октября в 24 день по благословенной грамоте дан антиминс ко освящению новопостроенной церкви Афанасия и Кирилла Александрийских в Московском уезде в селе Троицком; взял антиминс церкви Пресвятыя Богородицы Владимирския диакон Федор».

    В Памятнике усадебного искусства (1928 г.) время строительства каменной церкви определено между 1698 и 1704 годами. В Каталоге Памятников архитектуры Московской области говорится, что каменная «церковь Троицкая построена из кирпича в 1694-1695 гг. А у Холмогоровых находим подтверждение, что в «1704 году при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском в селе Троицком находилась каменная церковь во имя св. Троицы, «да двор боярский — в нем жил садовник, и два двора дворовых людей на годовом жалованье» . Из совокупности всех этих данных можно считать, что время построение Троицкой церкви приходиться между 1694 и 1704 годами.

    От князя Михаила Яковлевича Черкасского это имение досталось его дочери княгине Ирине Михайловне, жене князя Якова Федоровича Долгорукова (1639-1720). Когда именно это произошло из документов не ясно. Но известно, что в 1700 году в битве под Нарвой Я. Ф. Долгорукий был взят в плен и только в 1711 году смог бежать. Поэтому можно предположить, что имение могло принадлежать князю Долгорукому не долго, приблизительно 5 лет, до 1720 года, то есть до его кончины. К тому же в приходских книгах Патриаршего Приказа Троицкая церковь писалась по 1740 г. «в селе Новосильцеве, в вотчине князя Михаила Яковлевича Черкасского с обозначением дани, с 1712 года» . Из этого видно, что Я. Ф. Долгорукий был промежуточным владельцем села Троицкого.

    Дата 1740 г. видимо упоминается потому, что последним владельцем из Черкасских был Алексей Михайлович, умерший в 1742 году, а 1712 год может косвенно указывать на то, что владельцем был еще М. Я. Черкасский, который мог назначить дань в 1712 году.

    Князья Долгоруковы были одной из самых знатных фамилий в России. Из их рода происходили знаменитые русские полководцы, государственные деятели и писатели. Владелец села Троицкого Я.Ф. Долгорукий «получил очень хорошее для своего времени образование, под руководством наставника из поляков, и свободно владел латинским языком.

    В 1682 г., во время Стрелецкого бунта, он открыто принял сторону царевича Петра Алексеевича, который сделал его своим стольником. Царевна Софья, опасаясь его влияния на брата, отправила Долгорукова, в 1687 г., послом во Францию и Испанию, просить эти государства о помощи в предстоявшей войне с Турцией. Посольство не имело успеха.

    В 1689 г., в разгар распри Петра с Софьей, Долгоруков одним из первых явился к Петру в Троице-Сергиеву лавру, за что, по низвержении Софьи, был назначен судьей Московского приказа.

    В 1695 и 1696 годах он находился в обоих Азовских походах и возведен в звание ближнего боярина.

    Уезжая за границу в 1697 г., Петр возложил на Долгорукова охрану южной границы и наблюдение за Малороссией.

    В 1700 г., при учреждении «Приказа военных дел», Долгорукову была подчинена комиссариатская и провиантская часть; но в том же году, в битве под Нарвой, он был взят в плен и более десяти лет томился в неволе, сперва в Стокгольме, потом в Якобштате. Отправленный оттуда в Умео, на шхуне, на которой находилось 44 русских пленных и только 20 шведов, Долгоруков вместе с товарищами обезоружил шведов и приказал шкиперу идти в Ревель, находившийся тогда уже в нашей власти. Петр назначил Долгорукова сенатором, поручив ему по-прежнему исполнять обязанности генерал-кригс-комиссара. В течение своего плена в Швеции, Долгоруков имел возможность близко ознакомиться со шведскими порядками и государственным строем и потому сделался весьма полезным советником Петра, особенно при устройстве коллегиального управления.

    В 1717 г. государь приказал Долгорукову председательствовать в Ревизион-коллегии. Здесь Долгоруков явился строгим и неподкупным контролером доходов и расходов казны. Имя Долгорукова сделалось популярным, благодаря множеству сохранившихся о нем рассказов, свидетельствующих о его прямодушии и неподкупности.

    О событиях произошедших в Троицкой церкви при Я. Ф. Долгоруком известно не много. Есть лишь сведения о том, что при церкви находился священник Иван Филатов с 1704 по 1720 год.

    Имение князя Долгорукова перешло к его дочери, Анне Яковлевне, жене Алексея Петровича Шереметева. Алексей Петрович прожил всего 20 лет и умер в 1720 году, по этому 1722 году имение было разделено между Анной Яковлевной Шереметевой женой А. П. Шереметева и ее родным дядей князем Алексеем Михайловичем Черкасским. При этом село Троицкое досталось Алексею Михайловичу.

    В 1742 году князь умер, а село Троицкое перешло в 1743 году к Шереметевым как приданное Варвары Алексеевны Черкасской, дочери Алексея Михайловича.

    Далее: Троицкое-Шереметево
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос