История и архитектура

храма Святой Троицы

Дата публикации или обновления 15.06.2021
  • Оглавление: Книга «Храм Святой Троицы: прошлое и настоящее»
  • История и архитектура храма Святой Троицы.

    Архитектор-реставратор Петр Петрович Пинчуков, осуществлявший архитектурный надзор во время проведения работ по восстановлению Троицкого храма 1998-2001 годах, провел глубокий исторический и архитектурный анализ который позволил восстановить первоначальный облик храма. Вместе с тем он в короткий срок провел серьезную работу в федеральных и региональных архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Большинство материалов по селу Троицкому (Новосильцеву) было обнаружено им в поместно-вотчинном архиве Шереметевых в Российском государственном историческом архиве (РГИА СПб.). Однако, в связи с плохим состоянием документов (плесень) доступность для работы с этим фондом оказалась строго ограниченым.

    Петру Петровичу удалось посмотреть лишь некоторые конкретные дела, связанные с ремонтно-строительными работами в Троицком храме ХVIII -ХIХ вв. В фонде Императорской археологической комиссии Института истории материальной культуры в Сант-Петербурге (ИИМК РАН) особого дела по Троицкому храму не было обнаружено.

    В научной фототеке ИИМК фотофиксация памятника в связи с проводившимися ремонтно-восстановительными работами отсутствует. Найдена лишь метрика церкви в фонде Р-III (ИИМК РАН). Поиски иконографических материалов в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) ф. 54, 203, 454 — результатов не дали. Так же отсутствует фотофиксация памятника до разборки завершений храма и колокольни в конце 1930-х годов в научной фототеке и в отделе фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры (ГНИМА им А.В. Щусева).

    В ИЗО Государственного исторического музея в собрании картин, рисунков и фотографий по усадебным памятникам Подмосковья материалы по Троицкому-Шереметеву представлены лишь поздними фотографиями, сделанными М. В. Дьяконовым в 1950-х гг. В обширном собрании В. М. Рудченко (фотоархив Общества изучения русской усадьбы 1920-х гг.) изображений Троицкого храма не найдено. В отделе фондов музея-усадьбы Шереметевых «Останкино» иконография по Троицкому храму села Троицкого-Шереметево отсутствует. Просмотр материалов Государственного архива Московской области дал лишь тексты документов церковно-приходской жизни Троицкого храма на период 1920-1930-е гг. В связи с временным закрытием фондов ЦИАМ в настоящей работе не представлены текстовые материалы по фонду Московской Духовной Консистории и других церковных фондов Московской епархии Русской Православной Церкви.

    Благодаря собранным архивным материалам, а также на основании натурного наблюдения, П. П. Пинчуков, по заказу Троицкой церкви, составил научно-проектную документацию по реставрации и приспособлению в IV-х томах.

    Из собранной информации можно заключить следующее. В ХVII веке село принадлежало князю М. Я. Черкасскому, по заказу которого и была построена, дошедшая до нашего времени Троицкая церковь.

    Храм представляет собой тип «восьмерика на четверике» с приделами. «Четверик» — собственно сруб в плане, на который ставится восьмигранный объем как переход к шатру или куполу. Здание храма поставлено на высокий цокольный этаж и окружено равновеликими объемами: алтаря, приделов и трапезной, образующими в плане равноконечный крест.

    С запада храм, и приделы объединены открытой галереей, которая в цокольном этаже представляет открытую на квадратных столбах аркаду, перекрытую коробовыми сводами. Этот прием был взят из деревянного зодчества и позднее перешел в каменное. Каменная галерея напоминает собой о некогда существовавшей деревянной галерее у древнего собора.

    По объемному решению храм представляет собой оригинальный вариант центрических ярусных вотчинных церквей. Решение фасада храма, по сравнению с подобными постройками того времени, более скупо. Объемная композиция храма близка к традициям деревянного зодчества, а перспективная обналичка окон напоминает о чертах каменной архитектуры ХVI века.

    Пространство внутри нижней и верхней церквей имеет некоторые отличия. Алтарь, храмовая часть, приделы и трапезная нижней церкви перекрыты крестовыми сводами. Высокие подпружные арки отделяют храмовую часть от приделов и трапезной. С алтарем храм соединяется тремя арочными проемами. Алтарь с восточной стороны заканчивается прямоугольным объемом.

    Во втором ярусе четверик храмовой части переходит в восьмерик с помощью ступенчатых тромпов.

    Восьмерик перекрыт высоким сомкнутым сводом. Алтарь, трапезная и приделы верхнего храма перекрыты коробовыми сводами, имеющими единую ориентацию запад-восток.

    Храмовая, часть с алтарем и трапезной сообщается тремя арочными проемами, с приделами — двумя. Полы в верхнем храме были дощатыми.

    Восьмигранный объем верхней церкви имеет семь оконных проемов, не включая заложенного восточного. Эти окна более вытянуты по высоте, чем окна второго яруса.

    Восьмерик завершался граненным куполом, увенчанным главкой.

    Боковые фасады пристроек к центральному объему храма завершены фронтонами или типцами по древнерусскому выражению. Над их крышами также возвышались малые главки.

    Квадратная в плане колокольня является основным входом в верхнюю церковь и объединена с ней открытым лестничным маршем, выложенным белокаменными ступенями, положенными по ползучей арке. Так называли в древнерусском зодчестве приплюснутые напряженные арки, держащие лестничные марши. Две остальные лестницы, на колокольню накрыты двускатными крышами, опирающимися на глухие кирпичные стены с фронтонным завершением.

    Входы на первый ярус колокольни оформлены большими дверными проемами с лучковыми перемычками, как бы напоминающими тетиву лука.

    Среди листов архива мы обнаруживаем чертеж, фасада и плана колокольни в селе Троицком. Колокольня изображена двухъярусной. Купол колокольни прорезан итальянским окном-слухом и увенчан шпилем. Чертеж колокольни сходен с обликом колокольни в селе Осташкове, но более изящен по прорисовке и подробностей деталей. Сохранившийся ярус колокольни почти похож на архивный чертеж, за исключением отсутствия пристройки объема винтовой лестницы с запада. Примечательно, что лестницы входа на колокольню в чертеже выполнены открытыми, в Троицком же их надстроили крытыми папертями.

    К началу реставрационных работ Троицкая церковь выглядела как обезглавленное сооружение, отдаленно напоминавшее храм. К июню 1998 г. храм удалось избавить от множества перегородок и пристроек, большого количества строительного мусора и хлама предшествующих арендаторов. Тогда стало возможным убедиться, что конструктивно здание Троицкой церкви счастливо сохранилось.

    В интерьере храма наиболее зримо стало проглядывать древнерусское культовое сооружение с сохранившимися сводами, подпружными арками, коваными воздушными связями. После того как была отбита штукатурка со стен, можно было наблюдать состояние кирпичной кладки. К счастью, она была еще прочная, поэтому памятник архитектуры федерального значения выдержал испытание временем и дожил до наших дней.

    Предположительно фасад был покрыт цементной штукатуркой в начале XX века. Реставраторам потребовалось значительное время, чтобы удалить это пагубное для кирпичной кладки нововведение.

    После удаления штукатурки в местах протечек стало видно, что кирпичная кладка была разморожена.

    Связь между кирпичами в этих местах отсутствовала, поэтому кладку можно было разбирать руками.

    Особенно сильные разрушения проявлялись в завершении стен четверика.

    Южный вход на колокольню являлся началом входа в верхний храм. Ступени крутой лестницы первого марша, выполненные из доломита, довольно обветшали. Второй марш на галерею верхнего храма был выполнен из подобных ступеней, говорящих о едином времени исполнения лестницы. Возможно, их сооружали вместе со строительством колокольни.

    Над дверью входа на первый марш лестницы колокольни, располагались козырек-зонт с узором из металлического прутка, сохранивший следы позднего происхождения и белокаменная подставка киота, поддерживаемая двумя кронштейнами выполненная с художественным мастерством.

    Первый же зондаж над киотом показал границу сочетания старой кладки на известковом растворе и новой наращенной кладки на цементном растворе. Зондаж обнаружил некую необходимость увеличения высоты паперти колокольни в то время, когда фасады церкви покрыли цементной штукатуркой.

    Это подтверждали карнизы профильных тяг паперти, схожие по набору элементов с карнизами собственно храма.

    В архиве не встретилась дата покрытия фасадов церкви цементной штукатуркой. Подобные работы проводились в соседнем храме Осташкова в 1903 году.

    Читаемые изнутри, но закрытые цементной рустовкой снаружи, раскрылись полуциркульные окна промежуточного яруса колокольни. Вертикальные столбики импостов отсутствовали в окнах, но их следы прослеживались на внутренних арках окон. В дальнейшем столбики были восстановлены и сыграли заметную роль в раскрытии ампирного облика колокольни.

    Когда отбили штукатурку, на стене северной лестницы входа на колокольню раскрылась ползучая арка, сложенная в полтора кирпича, довольно хорошо сохранившаяся. Таковой была и кирпичная кладка стены. Это раскрытие еще раз подтвердило, что кладка древнего Троицкого храма большей частью достаточно удовлетворительно сохранилась, несмотря на глухой цементный футляр, сковавший здание церкви в начале XX веке.

    При разборке крыши северной паперти колокольни обнаружилась кирпичная надстройка на цементном растворе стен паперти. Граница старой тетивы хорошо была видна и позволила в дальнейшем восстановить вход на колокольню.

    Наиболее интересной и сложной задачей являлось определение, истинной формы и высоты восьмерика храма. На чердаке завершающего объема церкви просматривался свод купола восьмерика, скрытый железными листами непосредственно по кирпичной кладке и прибитый коваными гвоздями.

    Здесь от уровня старого карниза восьмерика была надложена на высоту 156 см новая кладка и перекрыта по стропилам восьмискатной кровлей. В какое время появилась эта надстройка?

    В 1887 году, когда священник Троицкого храма о. Петр Дмитриевский отвечал на вопросы метрики, она уже была. Искажение пропорций восьмерика храма бросалось в глаза. Удаление этого позднего наращения позволило вернуть восьмерику церковного здания его истинные, соразмерные пропорции.

    Исследование чердаков церковных объемов: восьмерика, ветвей крестов, обнаружило многие формы, скрытые позднейшими переделками храма. Так, в каждом фронтоне ветвей креста было явлено замурованное световое восьмиугольное окно, которые придавали фронтонам художественную выразительность.

    Замурованы были малые отверстия выходов из храма, с северо-запада и юго-запада. При раскрытии проемов обнаружились необходимые четверти для полотен и подставы для навески металлических дверей.

    Сбитие штукатурки у храмовых окон показало, что все окна имели перспективную обналичку — характерный прием древнерусского зодчества.

    Церковная ограда сохранилась фрагментарно. Более цельной ограда выглядела с севера. Здесь, в образовавшемся узком проулке между частными владениями и храмом, как бы менее интенсивно проходило время. Но все же створы хозяйственных ворот были потеряны.

    По сообщению паспорта на памятник архитектуры ограда Троицкой церкви сооружена в 1822 г. Белокаменные базы столбов, особенно вставки в грани кирпичных столбов квадратов из белого камня, — все это примеры ампирного стиля. Кованая решетка прясел имеет потери в деталях рисунка, но где она сохранилась полностью, то впечатляет своей ажурностью, в наборе, казалось бы, несложных деталей.

    Вверху решетки попарные волюты из полосового железа сочетаются зеркально друг с другом. Внизу почти те же, но опрокинутые волюты создают помимо ажурного рисунка впечатление устойчивости композиции из кованого металла.

    Хозяйственные ворота по нынешней ситуации решили не восстанавливать, сохранив лишь пилоны ворот. Расстояние между пилонами заполнил, цоколь ограды с решеткою.

    Центральная глава Троицкой церкви восьмигранная, выполненная из дерева с последующим оштукатуриванием, покоилась на восьмигранном обрешеточным куполе первоначального свода храма. Глава глухая с восьмью ложными окнами.

    Для восстановления завершения церкви Троицкой аналогом послужили современные ей постройки: церковь Михаила архангела в Тропареве (1693 г.), надвратная Преображенская церковь Ново-Девичьего монастыря (1687-1688 гг.) и церковь Бориса и Глеба в Зюзине (1688 г.). Все эти перечисленные храмы имели в завершении по пять восьмигранных глав.

    Следы пьедесталов глав храма были обнаружены на куполе и чердаках крестов храма, что позволило восстановить не только центральную, но и малые главы.

    По сути, в общих чертах восстановление внешнего облика храма Троицы произошло за шесть месяцев. 3 октябре 1998 г. центральный купол восьмерика храма был покрыт медью в эффектную диагональную шашку.

    12 ноября того же года провели установку центральной главы и главки южного креста. Маковица центральной главы не была еще позолочена и временно выкрашена желтым кроном, но ее увенчал позолоченный крест.

    Позднее, в начале декабря 1998 г. эти главы были окрашены в белый цвет и приобрели свой окончательный проектный вид. Причем, маковицу малой главы южного креста покрыли красной медью с разбросанными по ее поверхности золочеными звездами.

    К середине декабря были установлены все четыре малые главы и сделано электрическое отопление полов нижней церкви. Здание храма было освобождено от большей части лесов и наружные реставрационные работы приостановлены. Храм ушел в зиму 1998-1999 гг. раскрытым после наслоений предыдущего времени. В сентябре 1999 г. приступили к восстановлению колокольни. Здесь вновь встретились с определенными трудностями. Не удалось разыскать старых фотографий, запечатлевших ее облик. Найденный в архиве проект колокольни архитектора К. С. Орденова выражал некоторое сомнение в деталях. Так, по проекту первый ярус колокольни имел с запада пристройку закрытой винтовой лестницы. В сохранившемся ярусе таковой пристройки не было. Вверху первого яруса в натуре сохранился выложенный в своде лаз для попадания на площадку промежуточного яруса. Явно лестница на ярусы колокольни была в старину деревянной.

    В окнах промежуточного яруса отсутствовали импосты, но следы их хорошо читались в арках отверстий, что совпадало с проектным чертежом Орденова. Совпадало по рисунку завершение арки 1-го яруса лепными замковыми камнями и рустика его фасадов. Только у Орденова не были показаны открытые лестницы входа на первый ярус колокольни, хотя по исследованиям они выложены из того же размера кирпича, что и первый ярус колокольни.

    Архивный чертеж позволил сверить пропорции объемов первого яруса в натуре и в проекте. Они оказались тождественны. С большей уверенностью стало возможным найти пропорции второго, отсутствующего яруса колокольни.

    Параллельно с возведением колокольни шла работа по отбитию цементной штукатурки с фасадов храма. Работа была интересна тем, что позволила выявить состояние древней кладки фасадных стен храма. Большей частью старинная кладка оказалась в удовлетворительном состоянии.

    В марте 2000 года, наконец, то из храма вывезли химические реактивы, которые, будучи просроченными, представляли серьезную опасность не только для здания церкви, но и для здоровья людей трудившихся на восстановлении.

    В начале июля этого же года, работы по воссозданию колокольни были завершены. Ее высотная отметка составила 32,23 м. В отличии от храма (27,65 м), колокольня поднялась на четыре с половиной метра (4,58 м) выше.

    За лето 2000 года, были оштукатурены и окрашены фасады храма и колокольни.

    В окнах храма в начале августа вставлены новые оконные блоки (стеклопакет, столярка «дуб»).

    В августе 2000 года разобрали временный дом священника и приступили к закладке фундаментов под здание крестильни.

    В сентябре реставрация храма и колокольни были окончены окраской стен. Белоснежные стены церкви как бы подчеркнули новое время в жизни храма после десятилетий забвения.

    В это же время полным ходом шло строительство крестильни и дома причта.

    Весной 2001 г. с территории храма был вывезен весь мусор и снят накопившийся за годы осквернения грунт, который состоял из многочисленных наслоений некогда разрушенных колокольни, каменных завершений, небольшой часовни и могильных надгробий, присыпанных землей. Что составило почти 3000 кубометров.

    К Пасхе этого года в нижней церкви был сделан иконостас и закончено строительство здания крестильни.

    В июле была позолочена центральная глава храма, что придало зданию церкви более праздничный и законченный вид, а позднее и малые главы также украсились золотом.

    Летом началось строительство церковной ограды и святых ворот, которое завершилось в августе.

    После этого как территория храма обрела свои границы, начались работы по ее благоустройству.

    Был полностью подготовлен грунт для посадки газона и деревьев. Не много позже в начале ноября ограда и святые ворота были оштукатурены.

    В конце года с территории дома причта был вывезен весь мусор, составивший около 500 кубических метров.

    После того как весной 2002 г. зазеленел газон, территория Троицкой церкви обрела законченный вид.

    Немного ранее зимой этого года была сделана оригинальная подсветка, придавшая храму в ночное время изящный вид. Вместе с тем практически закончились работы по реконструкции дома причта.

    Вокруг него была также сооружена каменная ограда, а на территории позднее были построены: богодельня, гараж, хозяйственные помещения и вырыт пруд.

    Далее: Заключение. Современное село Троицкое
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос