Жизнь Симеона Мироточивого до отречения от престола

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Житие преподобного отца нашего Симеона Мироточивого (Стефана Немани).

    Память 13 февраля (из сербского месяцеслова)

    Жизнь преподобного Симеона Мироточивого до отречения от престола.

    Великий подвижник, преподобный отец наш Симеон Мироточивый — Стефан Неманя был сначала великим владыкой сербского народа, объединителем сербских земель, творцом независимой Сербской державы, защитником Православия, истребителем ереси. При этом он всю свою жизнь был человеком великой веры, великой любви, великой молитвы, великого милосердия, великой евангельской ревности. Он, по словам его жизнеописателя хиландарского иеромонаха Доментиана, «от юности возжелал служить Богу святостью и правдой во все дни жизни своей пред Ним». Его жизнь, полную Богом и правдой Евангелия, описали два его святых сына: святой Савва и святой Стефан Первовенчанный, а также и ученик святого Саввы хиландарский иеромонах Доментиан.

    Стефан Неманя родился около 1113 года в Зете, в Рыбнице и здесь принял крещение по-латински. Когда же его отец возвратился в свою столицу (в город Рас, столицу области Рашка, где позднее начал править сам святой. — Пер.), то он принял крещение от православного святителя и архиерея в Сербской земле, в храме святых всехвальных и первоверховных апостола Петра и апостола Павла.

    Эта церковь святых апостолов Петра и Павла — самый древний сербский храм. Она находится севернее Нового Пазара при впадении реки Дежева в Рашку, с левой ее стороны. Здесь Стефан Неманя собрал собор против богомилов, здесь он отрекся от престола; тут была и кафедра епископа Рашки.

    Стефан Неманя был самым младшим из братьев, но «Божией благодатью выше всех». Избранник Божий вырос в доме своих родителей во всяком благочестии и чистоте, и как принц он получил от своего отца один из пределов отечества своего: Топлицу, Ибар, Расину. Будучи мудрым и осторожным, он сперва стал великим жупаном Рашки в 1168 году. За краткий период с 1183 по 1186 год Неманя объединил большую часть сербских земель. Вскоре после этого он становится первым в истории властителем, который объединил под своей властью все земли, где только жили сербы.

    Святой Савва об этом говорит: «Он обновил наследное отечество и укрепил его с Божией помощью и мудростью, данной ему от Бога. Он вернул утерянное наследие прадедов, возвратив от Приморья область Зеты с городами, от Рабна — оба Полога, от Византии — Патково, все Хвоено и Подримле, Кострац, Драшковину, Ситницу, Лаб, Липлян, Глубочицу, Реке, Ушну и Поморавле, Загрлату, Левче, Белицу Все, что когда-то силой было взято у прадедов, он собрал своим мужеством и трудом». Сначала Стефан Неманя, как и его отец, находился в вассальной зависимости от византийского императора, но позднее от нее освободился и стал полностью самостоятельным властителем, с титулом «Господин всех сербских земель». Столица его находилась «посреди Сербской земли». Это был город Рас, в получасе пути от современного Нового Пазара.

    Вместе с воссоединением всех сербских земель Стефан Неманя ревностно трудился над утверждением Православия, чем удовлетворил и свои личные духовные интересы, и интересы государственные. При этом он спорил со своими братьями, от которых много претерпел неприятностей. Полон веры, он с любовью созидал храм в своей области в То плице, при устье реки Косаницы. И, украсив его всем необходимым для богослужения, установил там общежитие монахинь во главе со своей честной и боголюбивой супругой Анной. Он поручил ее заботам и храм Пресвятой Богородицы, и монахинь этого святого монастыря. Она его слушалась всей своею доброю душою, храня храм Пресвятой Богородицы, который поручил ей ее святой господин. И опять, говорит нам святой Стефан Первовенчанный, этот святой господин наш, не в силах остановить свое сердце, распаляемое любовью ко Христу, начал строить храм святому архиерею и чудотворцу Николаю, недалеко от храма Пресвятой Богородицы у устья реки Баньской. Он до самой своей смерти ходил босым, ради исполнения слов Спасителя: всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Мф. 23, 12; Лк. 14,11). Пока он созидал храм святому чудотворцу Николаю, скорому помощнику в бедах, его братья, побуждаемые диаволом и объятые злой ревностью и лютым гневом, решили опечалить святого и расстроить его дело, говоря: «Почему делаешь то, чего не следует делать? Ты не договорился с нами, а творишь то, что лучше находящегося у нас!» А святой кротко и с доброй улыбкой ответил им: «Братья мои дорогие! Мы — сыны одного отца и одной матери, — да не во гнев вам будет это мое дело, которое и начал для Господа, и довершу в моей области. Что я делаю, будь оно плохим или хорошим, — пусть будет в моей доле, за мой счет. Просите у Господа Бога Его щедрот и милостей — пусть каждый из вас их примет».

    И довершил храм святому чудотворцу Николаю, установил в нем монашеское правило, чтобы непрестанно славили Господа Бога. И жил он в мире, благодаря Богу и Пресвятой Богородице и святому чудотворцу Николаю, пока не нахлынула на него злоба диавола. Ибо братья сговорились между собой, не исключая и самого старшего брата, владевшего тогда всей Сербской землей (свободной от Византии. — Пер.), чтобы, призвав этого целомудренного и святого мужа, схватить, сковать цепями и бросить в каменную пещеру. Сидя в пещере в печальных раздумьях, он молился святому воину — великомученику и Победоносцу Георгию, говоря такие слова: «О святый страдальниче, мучениче Георгие, который ради Христа претерпел страдания и всяческие безчисленные мучения и раны! — и ты был в тяжкой неволе, был растерзан и призывал Владыку своего, Господа своего Иисуса Христа, чтобы пришел тебя избавить, исцелить и утешить. Ты и на смерть свою смотрел как на заклание, как незлобивый агнец Христов, говоря: прими, Господи, моление мое — пусть те, кто будут в беде и неволе, или в темнице, или на море и именем моим призовут Твое человеколюбие, то Ты им, Господи, ради неизреченного милосердия Твоего, будь милостив! И Господь услышал молитву твою и прошение твое исполнил ради достойных трудов твоих. Ибо, воистину, достойно ты угодил, святой страдальниче Христов, своему Господу Христу. А я говорю с Господом, будучи грешным и недостойным. Какими очами я, помраченный, посмею воззреть в высоту небесную, какими устами призову страшного Отца Небесного и тебя, святой?! Но сжалься, страдальниче Христов, надо мною, страстным и бедным, умоли Господа своего Иисуса Христа, Который тебе обещал исполнять прошения! Да призыванием святого имени твоего избавлюсь теперь от этих мучений и цепей, чтобы послужить тебе, святой, во все дни жизни моей, до последнего издыхания моего: тем образом, который будет угоден вышине страдания твоего, милостью и милосердием Христа, Который тебя прославил и увенчал в целом свете на все века, аминь!»

    Мученик Христов услышал мольбу святого мужа и исполнил все, о чем он его молил. И святой государь начал быстро, без всякого отлагательства, с ревностью и любовью созидать храм святому и преславному великомученику Христову Георгию. Окончил строительство, призывая своего благого помощника, всячески украсил храм и снабдил его всем необходимым для богослужения. Установил монашеское правило, и монахи здесь служили Господу святостью и правдой и непрестанно прославляли великомученика Георгия, святого защитника в бедах и опасностях. Так было совершено для похвалы святому и для освящения, а также во спасение душ монахов.

    Когда братья-злоумышленники наняли для войны со своим братом немецкие, византийские и венгерские отряды и повели их против святого прямо в его удел и дошли до места, что называлось Пантин, то он из глубины души возопил к Господу своему Иисусу Христу и к великомученику Христову Георгию, моля о помощи. И когда он находился возле города Звечана, где была церковь великомученика Георгия, то выбрал несколько священников и послал их помолиться святому Георгию, чтобы он пришел ему на помощь и сразился с ним против неприятелей. Посланные им священники, по велению своего господина, отслужили всенощное бдение и утреню, а потом святую и Божественную литургию. Когда же они, после многочасового моления, легли отдохнуть и уснули, то одному из священников явился святой скорый помощник в полном воинском снаряжении. В ужасе священник вопросил: «Кто ты, господине?» А он отвечал: «Я — слуга Христов Георгий, посланный Самим Господом Богом в помощь господину твоему, дабы крестным оружием победить его неприятелей и разрушить их суетные намерения».

    Священник сразу же известил о том своего господина, и наутро состоялось ожесточенное сражение. С Божией помощью и помощью святого преславного великомученика Христова Георгия Стефан Неманя победил своих неприятелей и иноплеменные народы. Потом он возвратился в державу свою на престол отечества своего и стал жить, благодаря Господа Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, скорого помощника в бедах чудотворца Николая и соратника в сражениях святого великомученика Георгия, который его хранил невредимым от врагов. Святой властитель во множестве заказывал и выстаивал дневные и ночные служения пред Господом. Приняв власть над своим отечеством, он служил Господу смиренным духом, сердцем чистым и сокрушенным. У него родились сыновья с дочерями, и он воспитал их во всяком благочестии и чистоте и научил их страху Божиему великому смирению и мудрости. Говорит Доментиан: «Кто может достойно рассказать о его многих молитвах ночью и о делах милосердия днем? Ибо он некогда услышал слово Господа, сказанное через пророка Даниила царю Навуходоносору: царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным (Дан. 4, 24). Преподобный же что слушал, то и исполнил на деле, отзываясь на каждую просьбу, одевая нагих, кормя голодных и поя жаждущих, посещая больных, выкупая должников, освобождая рабов».

    Христолюбивый государь, полный святой ревности к божественной истине православной веры, постарался с мужеством исповедника искоренить ереси в своем отечестве, где еретики ложным учением своим отравляли душу правоверного народа. Один из правоверных воинов сказал ему: «Господине, я один из наихудших и наималейших слуг твоих и, видя ревность твою к Владыке твоему Господу Иисусу Христу, и Пречистой Владычице Богородице, и к святым угодникам Божиим — защитникам твоим, которые крепкой рукой поддерживают твою власть незыблемой, должен рассказать твоему могуществу, что мерзкая и треклятая ересь все более и более укореняется у тебя в твоей державе (Речь идет о богомильстве, в котором христианское вероучение переплелось с различными ближневосточными и славянскими мистическими учениями и суевериями).

    Неманя сразу же созвал собор, на который позвал своего архиерея Евтимия, монахов с игуменами, честных иереев, старейшин и вельмож от малых до великих. И, обращаясь ко всем, сказал: «Видите, отцы и братья, что я наихудший между братьями своими, но Господь Бог и Пречистая Мати Его Богородица не смотрят на лицо человека и удостоили меня, наихудшего, который верит в единосущную и нераздельную Троицу, чтобы хранил переданную мне Ими паству, которую и видите сейчас — да не посеется в ней семя лукавого и отвратительного диавола. Я никак не думал, что он так присутствует в моей державе, но все более и более теперь слышу, что этот злолукавый за краткое время укоренился и хулит на Святого Духа и делит неделимое Божество, как говорил безумный Арий, рассекая единосущную Троицу. Так и эти безумные следуют его учению, не знают, бедные, что из-за такой веры очутятся вместе с ним на дне адовом».

    Пока на соборе кипела великая распря, пришла дочь одного из Неманьиных правоверных вельмож, которая была выдана замуж за одного из тех кривоверных. Она была в их обществе и осознала всю их нечистоту и грязь, но ничуть не испачкалась о веру их. Она припала к ногам святого и недвусмысленно исповедалась, говоря: «Господине, господине мой! — вот видим, как держава твоя в этой мерзкой и отвратительной вере. Воистину, господине мой, по брачному закону я была выпрошена у отца моего — слуги твоего, который думал, что в державе твоей одна вера. И была у тех законопреступников и видела, господине, где действительно служат самому сатане, который отпал от славы Божией. И не могу уже терпеть смрада глухих идолов и мерзкой ереси, ушла из рук их и прибежала сюда и вопию к могуществу твоему: порази крестом этих, которые борются с нами, да испытают нечестивые враги, как сильна вера твоя, господине!»

    Святой государь вывел эту женщину, и поставил перед всеми на соборе, и изобличил кривоверных еретиков. И собор вынес решение искоренить ересь. Ревнуя о Господе Боге Вседержителе, как некогда пророк Илия, боголюбивый Неманя послал войско против еретиков, казнил их разным образом, а дома их и имущество раздал прокаженным и нищим. Главному же учителю и старейшине их он отрезал язык за то, что не исповедовал Христа Сыном Божиим, нечестивые книги его спалил, а самого отправил в изгнание, запретив даже упоминать его проклятое имя. И полностью искоренил эту проклятую веру, и отныне не поминалась она в его державе, но славилась единосущная нераздельная и животворящая Троица: Отец, Сын и Дух Святой.

    Духовно объединив народ единоверием, Неманя отдался делу присоединения к своей державе тех областей, что были населены сербами, но находились под властью Византии. «И присоединил, — говорит святой Стефан Первовенчанный, — к земле отечества своего область Нишавскую до края, Липлян и Мораву, и называемое Вранье, Призренскую область, и оба Полога до края. Возвратил Дуклю и Далмацию — отечество и место рождения своего, истинное наследие свое, которое насилием удерживал греческий народ, так что прозвалась та область греческой. В ней построились города его руками: Дань град, Сардрника град, Дривост, Росаф град, называемый Скадар, град Свач, град Лцинь (Ульцинь — самый южный город современной Черногории. — Пер.) и славный град Бар (ныне важнейший порт в Черногории. — Пер.). А Котор (главный город Боки Которской — Которской Бухты; был одним из самых значительных центров мореплавания на Адриатике. — Пер.) укрепил и перенес свой двор в него (столицей же по-прежнему остался город Рас в области Рашка. — Пер.)». И дополняет святой Стефан Первовенчанный: «Победил врагов своих, неослабно нося перед очами крест Христов и им одерживая победу над вражескими варварами. И жил в благодарении Богу и в молитвах день и ночь».

    Когда, с Божией помощью, все это было совершено, говорит святой Первовенчанный король, этот святой господин мой, всегда имеющий в своем сердце несказанный страх Божий, убоялся одной из притч Спасителя, говоря: «Как бы и надо мною грешным не сбылись слова из притчи Господа моего, которую Он рассказал: у одного богатого человека был хороший урожай в поле <...> и сказал: <...> сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись! (Лк. 12, 16-19); и, не обращая внимания на время, стремится настигнуть меня то самое слово, сказанное в конце Богом: Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому иже достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20). Ох! Тогда, братья, кто сможет выдержать или перенести это грозное и страшное судилище Его или неодолимый гнев Бога, который устремится на нас, грешных? Но, Господи, Господи, пощади и помилуй слугу Своего, ибо, знаю я, беззакония мои воистину велики и пред Тобою всегда открыты, Господи! Поэтому положу начало в сердце моем: да терпит и да боится святого имени Твоего. По апостолу Павлу говорю: Вы, которые имеете жен, будьте как не имеющие, храните себя в чистоте и в заповедях Господних. Поэтому и я, грешный, представляю во свидетели моего твердого решения, как его Хранительницу ради святого имени Твоего — Пречистую и Пресвятую Матерь: Господи, отлучаюсь ради тебя от связи с женой своей и ставлю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе, за Вождя и Хранителя старости моей и Наставника в пути, идя по которому и прославляя имя Твое, не хочу преткнуться. Еще хочу и храм воздвигнуть Пречистой и Всенепорочной Матери Твоей, Благодетельнице и там хочу исполнить для Тебя все обеты мои, которые изрекли уста мои!»

    И начал созидать храм Пресвятой на Ибару, на реке, называемой Студеница. Трудясь над этим, он постоянно возносил молитвы ко Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и ко Пречистой Матери Его. Так же и святым угодникам Божиим слал пожертвования: великой церкви Господней в Иерусалиме и церкви святого Иоанна Предтечи, церкви святых апостолов Петра и Павла в Риме, церкви святого Николая Чудотворца в Баре, церкви Святой Приснодевы Богородицы Эвергетиде в Царьграде, церкви святого Архистратига Михаила в Скопье, которую он воздвиг, церкви святого великомученика Димитрия в Солуни и церкви святого великомученика Пантелеймона в Нише, которую он воздвиг. День и ночь он вопиял непрестанно: «Святые, предстоящие перед Христом, и архангелы, пророки и апостолы, мученики и иерархи, преподобные отцы и пустынники, черноризцы и преподобные девы, излейте свои молитвы перед Владыкой всех, Господом нашим Иисусом Христом, да не осудит меня в день Страшного суда и грозного испытания, но да будет ко мне милостив, тих и снисходителен; и, ради молитв Пречистой Матери Своей и ваших молитв, да дарует мне пройти бурю этой временной жизни и войти в тихое и истинное невозмутимое пристанище и видеть незаходимый Свет мой — Господа и Спаса и Бога моего, Царя Иисуса Христа, Которому среди святых хвала Израилева. Ибо Пророк говорит: на Тебя надеялись отцы наши и не постыдились, на Тебя надеюсь и спасуся (Псал. 21, 5-6). Потому, Господи, не оставь ни меня, бедного, который надеется на милость Твою; не отвергни, Спаситель, и помилуй грешное творение Твое, да, отвергнувшись красоты этого мира, пойду за Тобой, восхваляя и благодаря святое и незлобивое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, и ныне и присно и во веки веков».

    Молясь так из глубины сердечной, он в духовном веселии подвизался у храма Пресвятой, заботясь о полном довершении его. Ибо, когда сей святой господин мой, говорит святой Стефан Первовенчанный, видел, как воздвигался храм Пресвятой, то, веруйте мне, господа и братья, я сам видел, как он ум свой устремлял в небо — словно орел, созданный парить в небесах, но скованный на земле железными цепями и желающий освободиться и взлететь в вышину, чтобы достигнуть того безсмертного и святого Источника и увидеть храм Божиего Града — Небесного Иерусалима, гражданином которого он поистине стал.

    Далее: Стефан Неманя оставляет престол и принимает монашество
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос