Русская монархия
Русская монархия.
В эпоху, когда началось освобождение от татаро-монгольского ига (XIV век), Московская Русь тоже была близка к теократии. Именно благодаря своему первому митрополиту, святителю Петру Москва получила первенство среди всех других русских городов в духовном отношении. Святой митрополит Алексий при малолетнем князе Димитрии Ивановиче был фактически правителем государства, а после смерти святого благоверного князя Димитрия святитель Киприан, пришедший из Сербии, станет главным авторитетом для русского народа.
Второй раз вплотную к теократии Россия подошла в XVII веке. Святой патриарх Ермоген в Смутное «безгосударное» время практически представлял собой единую власть над страной, разрываемой внешними и внутренними врагами. Недаром католическая Польша именно на этом непреклонном святителе выместила всю свою злобу, когда он рассылал призывы жизнь отдать за православную монархию в России. Позже патриарх Филарет (Романов) при первом царе из династии Романовых — своем сыне Михаиле был полноправным правителем России, имея свой двор, не уступавший царскому, и титул «Великий Государь».
Он диктовал сыну свою волю. Позднее с таким же двором и титулом патриарх Никон в течение нескольких лет правил Россией, пока царь Алексей Михайлович был с войском на русском западе. Патриарх Никон даже пытался обосновать превосходство духовной власти над светской, но кончилось это очень печально. Скорее всего, эта попытка и была одной из серьезнейших причин упразднения патриаршества вообще сыном царя Алексея Михайловича — Петром I и установления им светского государства — абсолютной монархии.
В настроении, предшествовавшем расколу, а также из-за оборонительных войн, была еще невозможна крестоносная война с мусульманской Турцией, которую ждал от России православный мир. Да и духовная замкнутость не позволяла России в полную силу стать защитницей Православия и освободительницей христиан от ига турецкого.
Именно Петр I впервые в русской истории начинает серию войн с Турцией, которая была продолжена следующими российскими монархами на протяжении двух веков и более, пока не были освобождены от турецкого ига христианский Крым, христианские Балканы, христианский Кавказ. В результате этих войн у целого ряда народов была восстановлена государственность.
В XVIII и XIX веках окрепшая Россия становится защитницей Православия в мировом масштабе. В это же время православные миссионеры обращают ко Христу множество народов в разных концах самой России и за рубежом. В результате Первой мировой войны, основная тяжесть которой легла на Россию, было восстановлено огромное царство Сербское (в виде королевства сербов, хорватов и словенцев) во главе с сербским королем Александром.
Во многих народах тогда жила вера в «Белого Царя» — защитника справедливости, Царя Русского, причем даже у народов мусульманских и языческих. Именно поэтому в XVIII и XIX веках к России добровольно присоединятся огромные территории. Православие в России исторически сложилось как монархическое, и это невозможно отрицать.
Русское государство — один полюс мирового Православия. А другой — теократическая Черногория. И эти два полюса постоянно притягивало друг ко другу. Более того — они не могли обойтись друг без друга, ибо существование одного оправдывало и дополняло существование другого. Так, союз двух этих православных держав стал необходимой духовно-политической осью мирового Православия, его силой и полнотой жизни. С одной стороны — зажатая в горах теократия; с другой — раскинувшаяся на полсвета светская монархия.
И в том и в другом был великий исторический смысл. Православная народная культура рождала в исторической реальности конкретный политический инструмент для своего торжества в мировом масштабе. И не случайно, что при своем возникновении эти два полюса исторического Православия сразу вступили в нерушимый союз друг с другом.
Далее: Начало постоянных черногорско-русских отношений и ихразвитие в XVIII веке