Дайбабский монастырь

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Дайбабский монастырь, где покоятся мощи святого Симеона Дайбабского.

    Это удивительное место расположено всего в трех-пяти минутах езды от столицы Черногории — Подгорицы. Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы был здесь основан очень поздно — в 1897 году, при князе Николе и митрополите Митрофане (Бане), но история этого святого места восходит к первым векам христианства. Дайбаба является духовным мостом, с древних времен неразрывно соединяя местный славянский народ со Христом.

    Некоторые источники пытаются доказать, что название происходит от языческих поверий славян — от божества Даждьбог, но женского рода. Однако при более серьезном рассмотрении эти выводы кажутся поспешными.

    Во-первых, о таком божестве женского рода нет ни устных преданий, ни письменных источников. Во-вторых, нет никаких сведений, что здесь было языческое славянское святилище. В-третьих, наконец, этимология этого славянского названия, по-моему, заключает в себе прежде всего молитвенное прошение «Дай!» и обращение к Женщине (славянское слово «баба» не имело в древности столь уничижительного оттенка, как позднее в русском литературном языке). В этой связи позднейшее посвящение этого места Пресвятой Богородице в конце XIX века, трудно признать простым совпадением.

    Вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что это место уже древними христианами было посвящено Пресвятой Богородице и славяне в этом названии сохранили традицию. Это подтверждается и тем, что местность представляет собой гору, изрытую несколькими ходами, аналогичными древним христианским катакомбам или жилищам отшельников, с несколькими разветвлениями. Существует и скрытый источник пресной воды. Можно предположить, что это было святое почитаемое место еще задолго до полного завоевания страны славянами. Если учесть, что в Иллирии, откуда родом был самый великий противник христиан римский император Диоклетиан, свирепствовали жестокие многолетние гонения, то логично предположить, что в этой горе скрывались христиане Диоклии. Само место расположено недалеко от этого античного города, на равнине, а не в далеких неприступных скалах, и в то же время оно представляло собой надежное укрытие, так как гора была покрыта густыми зарослями.

    Видимо, народная память о том, что это место в древности служило укрытием для христиан и христианских святынь, и заставила при турецком нашествии снова превратить Дайбабскую гору в тайник для святынь. Многие из них еще остаются сокровенными, по свидетельству самого святого Симеона Дайбабского.

    Возможно, здесь, после прекращения гонений на христиан в Римской империи, поселились монахи-отшельники, молившиеся Пресвятой Богородице и посвятившие Ей это святое место. В славянской религиозной традиции более почитались девицы, чем матери, и культ Богоматери в этой связи мог удивить и поразить славян, так что и место, где этот культ ярко проявлялся, должно было, по нашему мнению, при завоевания страны славянами получить характерное название.

    Современный Дайбабский монастырь, возобновленный в последнее время, основан по чудесному видению пастуха Петко, который стал позднее иеромонахом Платоном (конец XIX века). На этом святом месте, по Божией воле, поселился старец Симеон Дайбабский (ум. 1941). Будучи сербом, он прежде долгие годы жил в Киево-Печерской лавре, где получил духовное образование и принял монашество. Таким образом, на святой Дайбабской горе в лице старца Симеона соединились и сербская, и русская монашеские традиции.

    Старец прославился святостью своей жизни и прозорливостью. Именно к этому старцу обратился за советом святой Иустин Челиш-ский (Попович), когда его, после плодотворнейшей миссионерской работы в Подкарпатской Руси, которую вплоть до 1945 года окормляла Сербская Церковь, выдвинули на Карпаторусскую кафедру. Старец Симеон не благословил его принимать архиерейский сан.

    Зато духовные дети преподобного Иустина Челишского стали впоследствии цветом епископата Сербской Церкви. Среди них особенно выделялись с самого начала двое: владыка Амфилохий (Радович), ставший Митрополитом Черногорским, и владыка Афанасий (Евтич), ставший архипастырем соседней Герцеговины. Святой Иустин (Попович) написал множество великих трудов, создал целую богословскую школу, перевел литургию на сербский язык и сделал множество другого для Сербской Церкви, чего не смог бы сделать никто, кроме него.

    Теперь в Дайбабе лежат мощи святого старца Симеона. О нем написаны книги и собраны его чудеса. Все это уже издано на сербском языке Издательским домом митрополии Черногорско-Приморской «Свети-гора» и Дайбабским монастырем в 2004 году и частично переведено на русский язык.

    Такова история этого древнего святого места, возрожденного в наши дни. На месте подвигов старца, собственноручно расписавшего пещеры, стоит теперь возобновленный прекрасный общежительный мужской монастырь, где свято чтут память Симеона Дайбабского.

    Не все святыни Дайбабы открыты. Святой Симеон говорил, что здесь остаются сокровенными мощи двух святых. Вспоминаются слова древнего святого, сказанные им пастуху Петко, что он не может явиться, пока «это турецкое» не пройдет. Ясно, что при современном усилении на Балканах албанцев — духовных наследников проклинаемой многими народами турецкой империи, конечно же, это не может, пока произойти, но, судя по всему, наступит все же благоприятное время, и чудотворные мощи древних святых откроются христианам. Эту великую духовную тайну свято хранит уже много веков Дайбабская гора, и когда-нибудь она еще явит миру свои древние сокровенные великие святыни.

    Далее: Святыни Приморья
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос