Загробный путь

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Загробный путь.

    Человек умирает. Его душа сбрасывает с себя тленную оболочку тела и свободная вступает в иной мир, в иную жизнь, жизнь загробную...

    Куда же, зачем улетает она? Каков тот мир, куда она вступает для новой жизни?

    Неведом и полон таинственности этот мир. Непроницаемая завеса скрывает его от очей человеческих. Немногие из живых людей удостоились приподнять край этой завесы, да и те немногие, которым удалось это, не могли передать виденное ими своим земным собратьям. Неизреченны слова, которые слышал великий апостол Павел, будучи восхищен еще при своей жизни в рай, и нельзя их пересказать человеку (2 Кор. 12, 4). К чему же нам и знать то, что мы понять не можем?

    Вот, по учению Святого Писания, куда улетает душа наша, разлучившись с бренной оболочкой тела, — она отходит к престолу Судии, дабы выслушать Его нелицеприятный приговор. На этом пути душа подвергается испытанию на мытарствах, где злые духи задерживают и обличают все грехи, сделанные во время земной жизни.

    Ученику преподобного Василия Нового, жившему в X в., Григорию, были открыты в видении блаженной Феодорой обстоятельства смертного часа и странствования души по мытарствам.

    Когда блаженная Феодора, возлежа на смертном одре, готовилась испустить последний вздох, духовными очами увидела она множество нечистых духов, которые яростно смотрели на умирающую, как бы готовясь ее растерзать. При виде их затрепетала душа блаженной и замерла от страха. Но в то же время она увидела двух светлых ангелов, которые, сияя небесным светом, также приблизились к одру смерти и отогнали от нее бесов. Злые духи в ярости отступили и стали с нетерпением ожидать кончины Феодоры.

    И вот пришла смерть, и последний вздох вылетел из уст блаженной. Светоносные ангелы взяли душу Феодоры на руки и понесли, а бесы, скрежеща зубами, хотели вырвать ее и низвести на дно ада. Но сила добрых дел, содеянных блаженной на земле, и особенно сила молитв духовного отца Феодоры преподобного Василия Нового, победили ухищрения демонов и отогнали их прочь.

    Тогда ангелы понесли душу блаженной по загробной стезе к Престолу Всевышнего.

    «На этой стезе, — поведала блаженная Феодора, — вначале встретили нас злые духи первого мытарства, на котором истязаются грехи празднословия. Мы остановились, и перед нами вынесены были все слова, произнесенные мною непотребно и безрассудно. Я видела записанными там все свои буесловия, сквернословия, все мирские бесстыдные песни, бесчинные крики, смех и хохот. Всем этим злые духи обличали меня: я молчала, как безгласная, ибо лукавые правильно указывали мои грехи. Когда я молчала и от страха трепетала, святые ангелы положили несколько из моих добрых дел, а недостающее восполнили из молитв преподобного Василия, и этим выкупили меня».

    Подобным же образом душа блаженной Феодоры, сопровождаемая ангелами, миновала следующие мытарства — мытарства лжи, клеветы, чревоугодия, лености, воровства, сребролюбия, лихоимства, неправды, зависти, гордости, гнева и злопамятства. На всех этих мытарствах злые духи подробно исчисляли все грехи, содеянные душой на земле, но ангелы противопоставляли им добрые дела блаженной и особенно молитвы преподобного Василия, и этим искупали душу.

    «Скажите мне, — спросила Феодора ангелов, когда они миновали мытарства злопамятства, — откуда страшные властители воздушные знают так подробно все злые дела людей, и не только явные, но и тайные?» Ангелы отвечали: «Всякий христианин после святого крещения получает от Бога приставленного к нему ангела-хранителя, который, невидимо храня человека, наставляет его на всякое доброе дело и записывает все добрые дела его, за которые человек может получить от Господа милость. И князь тьмы также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, замечал все злые дела его и, поощряя его своими кознями к таким делам, записывал все худое, что человек сделает. Когда же душа разлучится с телом и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют это, показывая ей содеянные грехи. Если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать ее, а если грехов найдется больше, то они удерживают душу на некоторое время и мучают ее, пока силой молитв Церкви и милостыни ближних душа та не получит прощения.

    Если же какая душа окажется настолько грешной и нечистой перед Богом, что не будет для нее никакой надежды на спасение, то бесы тотчас низводят ее в бездну; там погибшие души содержатся до Второго пришествия Господня, и потом, по соединении со своими телами, будут с дьяволами мучиться в геенне огненной. И то заметь еще, что этим путем восходят и подвергаются испы-анию в мытарствах лишь те, которые просвещены верой и святым крещением. А когда умирают неверующие, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в пропасть».

    Беседуя таким образом, душа Феодоры достигла мытарства убийства и счастливо миновала как его, так и следующее мытарство чародейства. Затем она продолжала беседу с ангелами.

    «Все ли христиане, — спросила она, — проходят через эти мытарства, нет ли возможности пройти без испытания?» Ангелы отвечали: «Нет иного пути для душ, но не все они бывают истязаемы, а лишь те, которые творили неполное исповедание грехов своих. Ибо кто чистосердечно рассказывает на исповеди все свои худые дела и кается о сделанном, того грехи невидимо заглаживаются Божиим милосердием. И когда покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, разогнувши свои книги, не находят в них ничего записанного, и такая душа с радостью восходит к Престолу Божию».

    Так рассуждая, достигли они страшного мытарства блуда. С великим трудом освободилась душа блаженной Феодоры от бесов этого мытарства, равно как и следующих за ним других блудных мытарств. Наконец, благодатью Божией, счастливо миновала она и два последних мытарства, ересей и жестокосердия, и приблизилась к вратам небесным. Светлые, как солнце, юноши с радостью встретили спасенную душу и ввели ее внутрь.

    «Что я видела там, — говорит блаженная Феодора, — и что слышала, чадо Григорий, того нельзя и высказать. Я видела то, чего никогда не видело око человеческое, и слышала, чего ухо никогда не слышало, и чего никому из живущих на земле не представляло желание или воображение. И приведена я была к Престолу Божию славы неприступной, окруженному херувимами, серафимами и множеством воинов небесных, всегда славящих Бога неизреченными песнями. Павши, поклонилась Богу, а небесные силы воспели сладкую песнь, прославляя Божие милосердие, не побеждаемое грехами человеческими. И пришел глас от велелепной главы, повелевавший приведшим меня ангелам показать мне райские обители и все мучения грешников.

    И я видела прекрасные обители апостольские, пророческие, мученические и прочие все красоты неизреченной, и слышала глас духовной радости, веселья и торжества. Потом низведена была я в преисподнюю и там зрела страшные муки грешников, слышала вопли, плач и рыдания. Оттуда провели меня ангелы в ту обитель, где я теперь нахожусь, и водворили тут».

    Из этого повествования блаженной Феодоры видно, что души усопших, пройдя страшный путь мытарств, подвергаются частному суду. Души праведников при этом награждаются блаженством, как и праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесен ангелами на лоно Авраамово (Лук. 16, 22), а души грешников, как души евангельского богача, удаляются от лица Божия и ввергаются в ад. Но как те, так и другие не получают при этом полного воздаяния. Праведники получают полное блаженство лишь после всеобщего суда, при Втором пришествии. Равным образом и грешники, осужденные на частном суде, не все навеки ввергаются в ад — для некоторых из них возможен переход даже в светлые обитали рая.

    Это суть те, которые хотя на земле и не принесли плодов достойных покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия. Такие узники ада могут получить прощение, но не за собственное покаяние, а ради благотворения людей, находящихся в живых, ради молитв, воссылаемых за них Церковью Тому, Кто обетовал: «еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю» (Иоан. 14, 13). Вот отчего Святая Православная Церковь и возносит непрестанно свои молитвы за усопших, особенно при совершении святейшего таинства Евхаристии («Русск. паломн.», 1887 г., № 35).

    Далее: О загробной участи нашей
    В начало

     
    Rambler's Top100