Уважение древних христиан

к Священному Писанию

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Уважение древних христиан к Священному Писанию.

    Уважение древних христиан к Святой Библии так было велико, так глубоко запечатлено в душах, что они не только не старались приобретать нехристианские сочинения, читать и исследовать их, но не хотели даже знать, существуют ли на свете какие-либо книги кроме Библии.

    Правда, они знали и уважали творения святых отцов, но это потому, что они содержали объяснение Библии. Если в Библии, думали они, показано все, что нужно знать, как жить человеку, чтобы по благодати Господа Иисуса Христа достигнуть вечного блаженства, то все прочие книги вовсе не нужны.

    Если есть в них истинное и полезное, то это слабые мерцающие лучи, а весь животворный свет сосредоточен в Святой Библии. Но так как сочинения нехристианские содержат, по большей части, нечто противное истинам библейским, вредное для христианского благочестия, то чтение и изучение их вовсе должно быть отвергнуто как преступное и пагубное.

    Убеждение в бесполезности языческих сочинений было общее не только всем мирянам, но и пастырям Церкви, несмотря на то, что последним часто нужно было знать сочинения язычников и еретиков для того, чтобы победить и покорить Христу своих противников посредством их же оружия — посредством их же сочинений, когда они, унижая веру христианскую и восхваляя свою, ссылались на эти сочинения.

    Чтение Священного Писания составляло всеобщий повсеместный и неизменный обычай древних христиан.

    Пастыри Церкви, по своей священной обязанности, обучались Закону Божию и размышлению о нем день и ночь. Плодом этого занятия было то, что их творения, песни, беседы и другие сочинения представляют благоуханные цветы, которых семя и корень Слово Божие. Они не только были проникнуты духом Святого Писания, но самые их слова и выражения взяты из Святой Библии.

    Как богомудро говорили и писали святые отцы, так благоговейно читали и слушали их сочинения духовные дети. Некоторые из творений святых отцов читались наряду со Словом Божиим на Богослужениях. Христиане всякого рода, звания и возраста так прилежно читали Святое Писание, что многие из них знали его наизусть, всегда и везде носили с собой — одни всё, другие некоторые книги или избранные места из них; умирая, не хотели расстаться с Евангелием и хоронились с ним.

    Девы и рабы, занимаясь домашними работами, рассуждали о нем. Ни жестокость мучений, ни оковы, ни темницы, ни смерть не могли столько устрашать христиан, сколько устрашала их опасность лишиться Слова Божия.

    Принужденные бросить все имущество и скрываться, они ни о чем так не заботились, как о святых книгах: все бросали, а их уносили с собой.

    Святой апостол Павел завещал ученику своему Тимофею так: «Занимайся чтением (Святого Писания), наставлением, учением. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден... так поступая и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 13, 15-17).

    Это завещание апостолу многие века служило для всех христиан неизменным правилом относительно занятия Священным Писанием и предпочтением его перед другими книгами («Воскреси, чтен.», 1843 г., стр. 194).

    Далее: Слово святого Иоанна Златоуста о том, как надо слушать чтение священных книг и с каким прилежанием их читать
    В начало

     
    Rambler's Top100