Поучение против пьянства

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Поучение против пьянства.

    Считаю весьма нужным побеседовать с вами, мои добрые читатели, о страсти к винопитию и пьянству. Более всех других пагубная страсть к пьянству привилась между вами, вследствие чего окончательно беднеют и разоряются не только частные лица, но и целые селения, даже целые общества. Вы, православные, не огорчитесь, если правду скажу: приучились, особенно в последнее время, пить везде и всегда.

    В самом деле, взгляните-ка на дело ближе, внимательнее, беспристрастнее, обратите внимание на самих себя: где только и при каких случаях не напиваетесь вы ныне одуряющего напитка?!

    Возьмем вот для первого примера хоть ближайшее время. У нас только что миновал пост, установленный Святой Церковью для приготовления к достойной встрече одного из величайших христианских праздников — Рождества Христова; а в пост главное упражнение — воздержание. Не тут-то было!

    Начинаются у вас в это время по деревням так называемые «повады» — ночные собрания молодых людей обоего пола для совместного веселого времяпрепровождения. А тут уж непременно в ходу и вино, потому что и холостые люди мужского пола, по примеру старших, считают за правило приходить навеселе, а то и в совсем нетрезвом виде. По этой причине, с одной стороны, допускаются разные буйные и непристойные выходки, оскорбительные для чувства не только женщины и девицы, но и всякого неиспорченного мужчины; с другой — тайные ночные похождения взрослых людей и без того в тощие амбары отцов, чтобы иметь на что приобрести веселящей влаги.

    Да и из девиц ныне, как я знаю, некоторые не прочь при случае выпить для веселости-де и развязности! А уж само собой не отстанут в этом и пожилые посетители повад, и они сделают складчину на водку: скучно, мол, невесело сидеть да глазеть. А что мы видим в обыденной жизни и порядках?

    В последние годы завелось у вас такое обыкновение, что ни в хозяйстве, ни в соседстве, ни в обществе почти никакое дело не обходится без вина... Вот купил один сосед у другого скотину, хозяйственную вещь какую или что другое, помолились Богу (благодарение Богу, этого обычая не забыли) — и сейчас же за вино! И что же?

    На водку израсходуют столько, что и сама купленная вещь того не стоит! А для чего бы тут вино и пьянство?

    Нельзя, говорят, полагается магарыч. Можно, совершенно можно, скажу я, ограничиться одним молением на святую икону — это лучший залог и знак верности в условиях! Так нет! Пойдет на целые сутки пьянство и потеря времени в кабаке; завтра боль в голове, которая, пожалуй, опять заставит выпить, опохмелиться, особенно если есть на что...

    Кто-либо из селения, бедняк, горемычная вдова с сиротами, просит земли понарезать. Пошли; но всенепременно водка с просителя! И опять пошла выпивка, разгул, потеря времени, сопряженная с расстройством и упущением по дому и хозяйству. Что же? И тут, скажешь, без вина нельзя? Да, случается слышать при подобных случаях «нельзя!» Так, а того не знаешь, что на эту попойку пойдут у бедного соседа или соседки, сироты-вдовы, быть может, горевые, потовые, слезные гроши?! Постыдись да побойся Бога, любезный друг мой!

    Пошли к примеру сенокос или лес делить, купленный сообща целым селением. Разделили по известной полосе; но за сим остается еще немножко, пустяки — нечего на всех делить, неудобно. Куда бы этот остаток? «Отдать кому-либо за водку и погулять сообща», — предлагают любящие выпивать. Конечно, согласились все, и пошла пирушка! Ах, братия, как это нехорошо, неблаговидно, как несвойственно христианину, призванному самим званием своим на дела благоугодные и святые!

    Отчего бы не решить в подобном случае: «Определяем остаток бедным, или в пользу своего родного приходского храма, или на другие дела благотворения». Так нет, надо непременно пропить! Вот вздумал ты избу новую строить, старая ветха стала. Что бы пошел ты к священнику, попросил бы молебен отслужить, покропить место постройки святой водой, да помолился бы со всей семьей Господу Богу об успешном построении и благополучном житии в новом доме — так нет. Ты не думаешь об этом.

    В 11 лет моей службы в приходе и трех случаев не насчитать подобной набожности; а вот водка всенепременно и неотложно является на закладке и окончании каждого хозяйственного здания, хотя бы даже овина или амбара.

    Побранились два соседа и рассорились между собой. Сами видят, что из-за пустяков, и потому, как христианам, следует примириться. Примиряются, но не иначе, как обусловив это примирение покупкой водки с той или другой стороны. А там попили да, пожалуй, опять поссорились, а чего доброго и подрались... Кто виноват? Вино!

    Есть у нас ныне мировые суды. Почти каждый из вас, кто идет к мировому судье на суд или зачем-либо в свое ближайшее присутственное место, как бы непременным долгом и обязанностью считает напиться, благо по соседству и питейные дома, и трактиры, и всякие другие удовольствия! К чему это? «Нельзя, — скажет, — помирились, мировую правили!» Особенно же обильно бывает у нас винопитие при общественных сходках и выборах разных должностных лиц.

    Прямо можно сказать, что при подобных случаях сплошь да рядом главное и решающее значение имеет вино, попойка! Вот, например, крестьянин многосемейный, притом одиночка, у него дома дел, что называется, по горло, а потому можно бы и освободить его от какой-нибудь суетливой и часто оттягивающей от дома должности. Но нет! Он — смирный, небойкий человек, не горлан, следовательно, не в состоянии отговориться. Тут-то и пользуются случаем мирские горланы, мироеды и кабацкие завсегдатаи, с намерением избирают его в должность, например, сотского, рассыльного и т.п. И должен будет бедняга, дабы избегнуть тяжелой для него должности, выставить миру полведра или целое ведро водки!

    Такой же прием — выжать угощение — применяется и по отношению к богатым обывателям. Указывают состоятельное лицо на вовсе не подходящую и не желательную для него должность. Мужик просит освободить его. «Попотчуешь, — отвечают более бесцеремонные, — так, пожалуй, отменим тебя». Кому же хочется в такую должность (конечно, из более выгодных и видных), тот потихоньку, через общественных крикунов и заправителей, заявляет, что довольно попотчует мир, и таким порядком получает желаемую должность! Но не такова была воля царя-освободителя Александра Николаевича, даровавшего крестьянам право самим управлять собой. Не думал он, что вино, а не совесть и правда, будет иметь главное и решающее значение в общественных делах и вопросах. Да и сами бы рассудили, что пропиваете свое собственное благо, что из-за вина и угощения выбираете на ту или другую должность лицо, которое не отличается ни умом, ни правдивостью, ни честностью, ни усердием, ни любовью к своему брату-мужику, и что он, таким порядком избранный, вас же после станет обманывать, притеснять, превозноситься перед вами, а нередко, пожалуй, и обирать кругом.

    Говоря о поводах к винопитию, я доселе имел в виду более простое будничное время. Что же сказать о праздниках? Сами вы знаете, что в праздники, и особенно в храмовые, у вас бывает почти поголовное пьянство, а при сем — кощунство, срамословие, объедение, божба, ссоры и буйства, самоуправство и драки, и прочие нехристианские дела, совершенно не приличные праздникам, установленным Святой Церковью для воспоминания и прославления Бога и великих дел Его и для ублажения святых угодников Божиих.

    Вы, братия, несмотря на все мои просьбы и увещания, не перестанете пить и упиваться: разумею так называемые у вас обещанные праздники или богомолья с поднятием святых икон прихожанами храма, заведенные исстари в каждом селении по поводу того или другого общественного бедствия. Тогда как в такие дни не должно бы быть и помину о вине и разгуле, у вас, напротив, и эти святые и знаменательные дни обратились положительно в дни пьяного веселья и разгула. Крайне дико и грешно это, православная братия! А посему прошу: берегитесь вина, бегите пьянства!

    Можно привести многое множество примеров, но и из представленных ясно, что вы сами придумали разные случаи к винопитию и бездельному провождению времени и опутали себя ими, как тенетами, такими, из которых не можете, а главное, не стараетесь выпутаться.

    И вот печальные плоды такого вашего положения. В общественной жизни различные беспорядки и злоупотребления, притеснения и несправедливости, вообще упадок нравственности, честности и правды, развитие великих пороков и преступлений, обеднение целых селений и обществ, а отсюда с каждым годом увеличивающиеся общественные недоимки в уплате государственных сборов; в жизни отдельных семейств — разорение и голодание, расстройство и упадок хозяйства, семейные дрязги, ссоры и неурядицы, жестокость и тиранство по отношению к зависимым членам семьи, особенно к жене, совсем беспричинные дележи между семейниками, прямо ведущие к бедности и нужде, крайне дурной и растлевающий пример для младших членов семьи, а для самих пьющих потеря дорогого и нужного для себя и семейства времени, сильное, а часто непоправимое расстройство и совершенная потеря здоровья, часто влекущая уродство, искалечение, расстройство умственных способностей, нередко даже смерть, огрубение сердца и характера, потеря нравственности, совести и чести, совершение страшных отвратительных преступлений, ведущих сначала на скамью подсудимых, а потом зачастую — в Сибирь, на каторгу, а главнее и паче всего — окончательное растление и падение души и лишение спасения и Царствия Небесного: потому что, по слову апостола Христова, пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10). Ввиду таких-то печальных плодов пьянства, я от всего сердца молю вас, братия и чада моя возлюбленные, именем и словами Господа нашего Иисуса Христа: блюдите, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянст-вом! (Лук. 21, 34). Будьте благоразумны и умеренны относительно употребления хмельных напитков; пощадите себя, особенно свою бессмертную и богоподобную душу, пожалейте семейства, побойтесь Бога и Страшного суда Его, и берегитесь вина, бегите пьянства! («Воскресенье», 1888 г., № 3.)

    Далее: Плоды пьянства
    В начало

     
    Rambler's Top100