Почитание святых икон

освящено чудесами

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Почитание святых икон освящено чудесами, какие Господь благоволил совершить через них.

    Церковные летописи немало доставляют нам рассказов об этих чудесах. Некоторые из них укажем в назидание верующим.

    Во дни Великого князя Димитрия Иоанновича Донского при митрополите Пимене в 1383 году икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на левой руке явилась над водами Ладожского озера, озаряемая чудным светом. Незримая рука несла ее по воздуху над водами. В продолжение пути бесчисленное множество верующих видело ее и сопровождало; а на том мете, где она остановилась (на реке Тихвинке), соорудили деревянный храм во имя Успения Божией Матери. Много раз эта церковь пожаром обращалась в пепел, а икона чудотворная всегда обреталась невредимой. Чудесные исцеления от этой иконы совершаются и в настоящее время для приходящих к ней с верой (Чет, Мин., 26 июня).

    О Почаевской иконе Божией Матери известно следующее. В 1559 году путешествовавший по России греческий митрополит НеоФит в благодарность за оказанное ему гостеприимство в доме Анны Гойской благословил ее иконой Пресвятой Богородицы. Богу было угодно прославить сию икону. Лучезарный свет от нее обратил внимание многих; мало-помалу стали притекать к ней с молитвой, и многим недужным подавалось исцеление; наконец, когда брат Гойской, слепой от рождения, получил зрение, сестра его, по соглашению с местной властью, препроводила эту чудотворную икону в Почаевский монастырь. На поклонение этой иконе приходили не только русские, но и католики, лютеране и евреи, получали исцеление от нее и обращались в христианскую веру (Матер, для стат. Рос. Им-пер., Волынская губерн.).

    Икона святого Николая Мирликийского, чудотворца, называемая Кремлевской, написана на стене над воротами Никольской башни Московского Кремля. О чудесном ее сохранении в 1812 году во время разрушения Московского Кремля Французами свидетельствует надпись, написанная на доске под самым образом по повелению императора Александра I. Эта надпись следующая: «В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля, но чудесной силой Божией святой образ угодника Божия святителя Николая, зде начертанный на самом камени, и не токмо.самый образ, но и стекло, прикрывавшее оный и Фонарь со свещей, остались невредимыми» (Матер, для стат. Рос. Империи, Москов. губерн.).

    Естественно желать нам как можно чаще быть в присутствии лица, любезного нашему сердцу, как можно чаще видеть его. Но если друг сердца в отсутствии на стороне далекой, мы с любовью смотрим на его изображение и чувствуем, что наша грусть уменьшается от воззрения на изображение отсутствующего. Мало для нас слышать добрые вести об отсутствующем, мало читать письма его, мало и того, что носим в сердце образ его, мы желаем посмотреть и на вещественное его изображение и на этом изображении успокоить взоры, ищущие предмета любезного.

    Возможно ли даже представить себе человека, правильно мыслящего, который, любя и уважая известное лицо, пренебрегал бы изображением этого лица, находил бы неприличным выразить перед изображением свою любовь и почитание к лицу изображенному? Пусть скажет собственное чувство каждого: равнодушно ли мы приняли бы попрание собственных изображений? Равно ли мы были бы равнодушны к нашим детям, из которых одни уважали бы наши изображения, другие бы смотрели на них как на вещь, равную обыкновенной вещи в доме?

    Пример из жития святого Стефана покажет, как близко нашему сердцу уважение или неуважение, оказываемое нашим изображениям.

    Святой Стефан, настоятель Авксентийского монастыря, как ревностный защитник почитания икон был представлен греческому императору Константину Копрониму, сильному гонителю икон. Святой Стефан безбоязненно и мудро защищал перед царем иконопочитание; но православное учение только усиливало злобу царя неправославного и ожесточало сердце его. Тогда святой Стефан, указывая на монету с изображением царя, спрашивает у предстоящих вельмож: «Чье это изображение?» Ему отвечают: «Царя!» Святой СтеФан повергает монету на землю и попирает ногами. И царь, и вельможи вознегодовали на такой дерзкий поступок.

    Тогда преподобный сказал им: «Справедливо гневаетесь на мой поступок с изображением царя земного; посудите же о своем поступке: вы попираете образ Царя небесного, Господа нашего Иисуса Христа! Честь и бесчестие образа, как сами знаете, восходит на образуемого» (Чет. Мин.).

    Итак, если мы, по естественному влечению сердца, заботимся иметь изображение любезных нам лиц и этим изображениям оказываем любовь и уважение, украшаем ими жилища наши, носим их на груди, близ сердца, должны мы позаботиться иметь всегда перед глазами изображение Господа, Матери Божией, святых ангелов и святых людей? Если мы, сознавая, что честь и бесчестие образа переходит на прообразуемого, не отдаем на поругание изображений отца, матери, брата, друга, не тем ли более обязываемся оберегать от невнимания, равнодушия, неуважения, пренебрежения иконы Бога Спасителя, Божией Матери и угодников Божиих, которые несравненно более земных наших родителей и друзей любят нас и желают нам истинного блага?

    Святые иконы доставляют и душевную пользу благоговейно взирающим на них, заменяя учителей и наставников и через чувство зрения поучая делу спасения, особенно простой народ, не умеющий читать священные книги. И безграмотный, смотря на икону Божией Матери с Предвечным Младенцем, тотчас приведет себе на память воплощение Сына Божия, ради нас и нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы. Смотря на икону распятия Христова, всякий почувствует цену искупления нашего, почувствует великую жертву, принесенную Спасителем за нас, грешных.

    Смотря на икону святого мученика или другого подвижника благочестия, каждый припомнит, как много подобные нам люди перенесли страданий за веру в Господа Иисуса Христа и каким тесным и прискорбным путем шли они к Небесному Царству. При этом воззрении сердце воспламеняется любовью к Богу, беспредельно возлюбившему нас; надежда на благость Божию и на Его обетования утверждается при воспоминании дел любви Божией, являемых к нам; вера, при таком облаке свидетелей истинности нашей веры, укрепляется, и дух возбуждается решимостью вступить на проложенный другими путь к спасению. Все эти святые чувствования и впечатления легко возбуждаются и наполняют душу при взгляде на святую икону; и не так часто, не так удобно возобновлялись бы подобные представления в уме и сердце без напоминания иконы.

    Известны примеры благотворного влияния на образ жизни от воззрения на икону. Так, святая Мария Египетская оставила порочный образ жизни и обратилась к Богу от одного случайного взгляда на икону Богоматери, сияющую непорочностью и чистотой.

    Великий князь Киевский Владимир обратился из язычества к вере в Бога истинного зрелищем Страшного суда, изображенного на иконе (свящ. Н. Успенский).

    Далее: О правильном почитании святых икон
    В начало

     
    Rambler's Top100