Употребление и почитание

святых икон

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Употребление и почитание святых икон основывается на Священном Писании.

    Сам Бог, запретивши творить кумиры, повелел однако же Моисею устроить Кивот Завета, который был видимым образом благодатного присутствия Бога Невидимого, повелел сделать херувимов над Кивотом, на церковной завесе, отделявшей Святая Святых от Святилища, и на завесах, покрывавших Скинию и служивших для нее вместо стен. Ангелы — существа бесплотные, а их изображения имели вид человеческий с крылами; но, несмотря на то, Бог повелел устроить такие подобия херувимов.

    Моисей воздвиг медного змия в пустыне для исцеления укушенных змиями также по Божьему повелению; а змий был образом Распятого на кресте Спасителя, уврачевавшего нас, угрызенных райским змием (Иоан. 3, 14-15). Соломон изобразил херувимов на всех стенах сооруженного им храма, и этот храм, наполненный изображениями, посещал Сам Господь Иисус Христос со Своими апостолами, и святые апостолы, уже отделившиеся от синагоги и ветхозаветных обрядов, не переставали же, однако, ходить на молитву в этот храм и поклоняться ему. Итак, не сами мы изобрели достопоклоняемые иконы, но предписаны они в законе.

    Сам Бог, после того как запретил Израилю делать изваяния ложных богов, образы и подобия тому, что есть на небе и на земле, Сам повелевает Моисею сделать изображения херувимов.

    Также и Соломон, взяв образец из закона, исполнил храм, который соорудил, изображениями херувимов, и Бог не осудил его за это. Итак, если ты и меня хочешь осудить за иконы, то суди прежде Бога, Который повелел их нам делать, чтоб мы имели Его всегда в памяти (из слова Иоанна Дамаскина об иконах. «Христианск. чтен.», ч. 30). В образе человека Сам Бог являлся Адаму в раю; в виде человека являлся Он Аврааму и принимал от него поклонение; в виде человека являлся Иакову и боролся с ним; и пророкам Исайи и Даниилу являлся Бог то в виде царя, то в образе Ветхого деньми, в царском одеянии, сидящим на престоле, и ангелы, окружавшие престол Его, были в образе царских служителей (Быт. 3, 8; 32, 24; Исайи 6, 1; Дан. 7, 13). Иисус Навин видел ангела в образе человека, пал лицем своим на зелию и поклонился ему (Нав. 5, 13-14).

    Никто не видел естества Божеского, но одно подобие и образ Того, Который имел явиться на земле.

    Таким образом, все поклонялись, видя одно подобие и образ имевшего прийти. Итак, ужели я не могу сделать изображения Тому, Который для меня стал видим в естестве плоти? Ужели не могу поклоняться и почитать Его, почитая и поклоняясь Его образу? Видел Иисус Навин не естество ангела, но образ; ибо естество ангела для очей телесных невидимо, и пал лицем своим на землю и поклонился ему) то же сделал и Даниил (Дан. 8, 18). Ангел не Бог, а тварь, служащая и предстоящая Богу; посему он и поклонился ему не как Богу, но как предстоятелю и служителю Божию.

    Почему же мне не изображать на иконах друзей Христовых, и для Него не поклоняться им, не как богам, но как изображениям друзей Божиих? Ибо и Иисус, и Даниил поклонялись являвшимся им ангелам не как богам: и я поклоняюсь иконе не как Богу; но через поклонение иконам и изображенным на них святым приношу поклонение и честь Богу, и для Бога благоговейно чту и друзей Его («Христианск. чтен.», ч. 11, из слова Иоанна Дамаскина).

    Почитание икон, по учению Православной Церкви, выражаемое поклонением перед ними, каждением Фимиама, возжением свечей и елея, также основано на примере ветхозаветной церкви, в которой бывшие священные изображения почитались точно таким же образом по повелению Самого Бога.

    Мы поклоняемся иконам. Иудеи также поклонялись Кивоту Завета, служившему образом присутствия Божия; поклонялись и храму Божию, образу и тени небеснаго (Евр. 8, 5), в котором на всех стенах находились изображения херувимов. Так говорится о Моисее и Аароне: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня (Чис. 20, 6); и о Давиде: встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился (2 Цар. 12, 20); и о Соломоне, когда он в новосооруженном храме перед алтарем Господнем молился Богу, встав на колени и воздев руки к небу (3 Цар. 8, 54).

    Мы чествуем святые иконы каждением перед ними Фимиама. Это же чествование совершалось и в ветхозаветной церкви по повелению Бога. На нем (т. е. жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им (Исх. 30, 7-8),

    Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы (Исх. 40, 27).

    Мы чествуем святые иконы возжением перед ними свечей и елея. Возжигались светильники и в ветхозаветной церкви. И поставгы (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) перед Господом, как повелел Господь Моисею (Исх. 40, 24-25). И сказал Господь Моисею: говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник.

    Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны, его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда (Лев. 24, 1-4; свящ. Н. Успенский).

    Далее: Об употреблении и почитании святых икон в Христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание
    В начало

     
    Rambler's Top100