Об почитании святых икон

говорит Священное Предание

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Об употреблении и почитании святых икон в Христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание.

    Первый образ в Христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя. Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едесскому царю Авгарю. Потом евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла (Чет. Мин., 16 августа, 18 октября). О Нерукотворенном Образе Спасителя Священное Предание рассказывает следующее.

    Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известной всем, надежда выздоровления стала привлекать ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Христа, смиренно просил Его письмом, чтобы Он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, восхочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананией, которому поручил изобразить на доске Лицо Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду в болезни. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал божественное Свое учение.

    Желая воспользоваться случаем изобразить Лицо Спасителя, Анания встал на камне, который несколько возвышался от поверхности земли, и, всматриваясь в Лицо Спасителя, старался изобразить оное на доске. Но все усилия живописца были напрасны; черты Лица Христова были неуловимы. Между тем, Сердцеведец, видевший пришельца и его напрасный труд, приказал представить его к Себе и милостиво беседовал с ним о возложенном на него поручении. Среди беседы Спаситель потребовал воды, умылся, взял поданный Ему убрус (полотенце), отерся им, и вдруг на этом убрусе отразилось подобие Лица Его, начертался Его Нерукотворенный Образ. Господь отдал плат Ананию, сказав: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя».

    Получив Образ, благочестивый царь тотчас получил облегчение в болезни. Авгарь оказывал глубокое благоговение к Образу. Начертав на нем надпись: «Христе Боже, всяк уповая на Тя, не постыдится», Авгарь приказал поставить его в Едессе над городскими воротами с тем, чтобы все, проходящие через эти ворота, воздавали поклоне-!ние Образу. Это повеление соблюдалось при нем, при его сыне и внуке; но один из правнуков, преданный идолопоклонству, хотел было снять Образ и на его место поставить идола. Епископ Едесский, узнав об этом по откровению Божию, пришел ночью к воротам, где стоял Образ, поставил перед ним зажженную лампаду и закрыл его кирпичом и известью так, что место сделалось вовсе неприметным. Много после того прошло времени, и про икону Спасителя забыли.

    В царствование Юстиниана, в 574 году, во время осады Едессы Хозроем Персидским епископу Евлавию в видении явилась Богоматерь, напомнила о скрытом Образе и указала самое место, где он сокрыт. По этому указанию Евлазий открыл икону, нашел ее неповрежденной во всех чертах, лампаду неугасшей, а на кирпиче, которым был заложен Образ, другое совершенно точное изображение первообраза.

    Епископ с народом в чувстве благоговейной радости совершил по городским стенам крестный ход с Неруко-творенным Образом, и все персидское воинство обратилось в бегство.

    В 944 году Нерукотворенный Образ был перенесен в Константинополь, и это перенесение празднуется Церковью 16 августа (Чет. Мин., 16 августа).

    Об иконах Божией Матери, писанных евангелистом Лукой, известно следующее. Удовлетворяя желание верующих, евангелист Лука изобразил кистью на доске лик Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца; потом написал еще две подобные иконы, и все три принес Самой Владычице Приснодеве Марии. Она, видя изображение лика Своего на иконах, вспомнила и повторила прежнее Свое проречение: «Отныне ублажат Мя вси роди», и к сему присовокупила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Скоро это благословение Пречистой явило мощную свою силу на самом деле: ибо, по благодати Ее, от этих святых икон начали происходить бесчисленные чудеса. Одну из них евангелист Лука в знак апостольского благословения послал державному Феофилу в Антиохию, где и была она благочестно почитаема всеми христианами с достодолжным поклонением.

    По прошествии многих лет она была перенесена в Иерусалим, а в царствование Феодосия младшего — в Константинополь, и поставлена во Влахернском храме. Благочестивые жители Константинополя, удостоившись увидеть множество чудес от этой святой иконы, назвали ее Одигитрией, то есть Путеводительницей (Чет. Мин., 26 июня).

    Об употреблении икон в Христианской Церкви в послеапостольские времена свидетельствуют церковные писатели. Так, Тертуллиан, живший между 160-245 гг., говорит в церковной истории, что жена кровоточивая, исцеленная Господом, в благодарность за это исцеление, с позволения Ирода, поставила медное изображение Спасителя в городе Панеаде близ своего дома, откуда впоследствии оно было перенесено в дом молитвы. Он же говорит, что сам видел живописные изображения Спасителя и святых апостолов Петра и Павла, сохранившиеся от древних христиан, у которых, следовательно, они были в благоговейном употреблении.

    Святой Григорий Богослов (331-389) упоминает об изображениях на сводах храма, построенного его родителем в Назианзе.

    Святой Григорий, епископ Нисский (331-400), описывая церковь святого мученика Феодора, говорит, что все стены этой церкви были украшены изображениями его страданий вместе с изображениями Спасителя. О подобном украшении храмов, частных домов, площадей и о поклонении перед иконами свидетельствуют святой Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые церкви IV и V" веков (Нравослав. догмат, богословие иреосвящ. Макария, т. 5, стр. 142-146; «Христианск. чтен.», ч. 30). Седьмой Вселенский Собор (787) после жестокого и продолжительного гонения от иконоборцев на почитателей икон навсегда утвердил почитание святых икон, а не почитающих предал проклятию (свящ. Н. Успенский).

    Далее: Почитание святых икон освящено чудесами, какие Господь благоволил совершить через них
    В начало

     
    Rambler's Top100