О зависти

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • О зависти.

    Зависть — злое чувство: надобно ее остерегаться — нужно беречь сердце, чтобы оно ей не заразилось, надобно ее стыдиться и избегать. Откуда же зависть, и кто завидует? Она зарождается в сердце или от корыстолюбия, или от гордости. И тот, и другой источник зависти грязный, недостойный благородного и честного человека. Ищешь обеспеченной жизни — работай, трудись, приобретай: вот что внушает нам совесть и здравый рассудок. А досадовать, сердиться на то, почему у других достояния больше, чем у меня, — и мелочно, и безумно. Желаешь уважения, почета (тут дурного еще ничего нет) — заслужи своими поступками и делами, расположи к себе людей. Верьте, в каком бы обществе ни жил человек, большинство всегда поймет и оценит его верно.

    Можно ли оскорбляться на то, что других любят и отличают больше, чем нас? Заставить, приказать любить и уважать себя нельзя.

    Только пустые и жалкие люди с досадой смотрят на богатство и славу других.

    Говорят: «Недостойные люди нередко владеют богатством и почетным званием и употребляют их без пользы, на вред себе и другим: досадно это». А кто поручится, что сами досадующие лучше бы распорядились этими благами? Подумали ли об этом завистники?

    Не потому ли им и кажется, что другие неправильно пользуются имуществом и высоким положением, что пользуются этим другие, а не они! Быть может, блага мирские, которые так пленяют и занимают нас в других, в наших руках получили бы гораздо худшее употребление. Тяжела и небезопасна для нравственности бедность и горькая нужда; но чтобы не злоупотребить богатством и почестями, надобно также иметь много характера и твердости. Завистники чужому добру пусть крепко помнят это — помнят и не забывают.

    Зависть, обнаруживая в человеке мелкую пустую душу, самому завистнику причиняет великий вред, приносит ему множество неприятностей и делает из него мученика, только мученика жалкого и смешного. Недовольство и досада, которые испытывает завистник, смотря на чужое благосостояние, тревожат его сердце, не дают ему спокойно спать, лишают его мира душевного. Человек завистливый делается раздражительным, обидчивым, не в меру взыскательным; все для него неладно, все нехорошо. Лишив себя покоя душевного, завистник бывает тяжел и несносен и для других: и семья, и общество, где он живет и действует, натерпятся от него вдоволь — и натерпятся совершенно невинно только потому, что он мучится завистью. Везде: и у очага родного, и у дела служебного, и в кружке товарищеском — везде человек завистливый будет одинок: всякое сердце любящее, чувствительное, доброе от него отшатнется и оттолкнется. Тяжелое, мучительное положение: кто хочет избежать его, тот берегись зависти.

    Самым же лучшим и надежным врачевством против зависти служит святая вера Христова. Истинный христианин никогда не будет завистником. Он убежден, что все блага мирские, все таланты — от Господа, и раздаются каждому противу силы его, по способностям; он верует, что за каждый талант некогда потребуется отчет Домовладыке, Даятелю всех даров Богу. Кому дано много, с того и спросится много, а кто получит мало, с того и ответ невелик. Беден и незнатен — христианин не ропщет на свою долю, считая ее за определение Божие. Богат и славен — не гордится, так как верует, что милости эти дарованы ему от Господа, и в употреблении их потребуется от него отчет. Знает он, ученик Христов, и настоящую цену сокровищ мирских, скоропреходящих и обманчивых, — знает и |не ослепляется ими, не прилепляется к ним всем сердцем.

    Учению Христову, заповедующему любовь к ближнему, противна зависть, всегда сеющая между людьми вражду и раздор. Где зависть и сварливость, говорит святой апостол Иаков, там неустройство и все худое (Иак. 3, 16). И верные последователи Христовы гонят ее от себя, как зло великое. Свободные от этого пагубного порока, они проводят жизнь тихую, которую не купишь ни за какие деньги, не приобретешь никакими сокровищами (прот. Желобовский, «Объясн. десяти зап.», стр. 149).

    Далее: О гордости
    В начало

     
    Rambler's Top100