О труде и трудолюбии

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • О труде и трудолюбии.

    Всякому живому человеку трудиться необходимо, потому что всякому человеку нужна пища, нужна одежда, нужно помещение для жилища, а все это добывается работой, трудом. И избавить себя от труда в жизни мог бы только тот человек, который мог бы обойтись без пищи и одежды и жил бы под открытым небом. А как этому быть нельзя, то и нельзя человеку быть без труда, без исполнения обязанностей семейных, житейских и общественных.

    Бог дал человеку жизнь, Бог назначил ему и труд в жизни. Помни это каждый и трудись над своим делом усердно, без скорби, без ропота на ежедневный свой труд. Если твой труд тяжел и утомителен, если с потом и горем достается тебе дневное твое пропитание, то помни, что только тогда не будет на земле тяжелого труда, когда не будет на ней греха.

    Помни постоянно это за своим трудом, призывай помощь и благословение Божие на труд свой, вздохни за трудом своим о грехах своих и утешай себя тем, что за трудовой нашей жизнью есть жизнь другая, где не будет ни труда, ни печали, ни воздыхания — для тех, кто вместе с трудами своими оставит здесь и грехи свои. Если твой труд берет у тебя все время твое и не дает тебе свободных дней для отдыха и покоя, то помни и утешайся, что твой постоянный труд оберегает тебя от грехов, которыми богата человеческая праздность.

    Праздность — первый повод к греху. Человек постоянно не может быть без дела. Кто не может трудиться, делать свое дело, тот непременно пустится в безделье, в пороки. Кто бродячие нищие, которые имеют силу работать, кто воры и мошенники, обманщики и бессовестные барышники, кто обидчики, ябедники, сутяги? Всё это люди праздные, бегающие от своего дела и труда честного. Приучите их к труду — они отстанут от своих пороков и станут людьми честными и добрыми.

    Иные думают, что трудовая жизнь дается только на долю людей простых, и высшие сословия хорошо живут и без всякого труда. Неправые это мысли, и не знают всех порядков общественной жизни те люди, которые так думают и за своим трудом ропщут на свою долю, завидуя другим.

    Не тот только трудится, кто пашет землю или кто наймом у чужих людей зарабатывает свое содержание.

    Как в каждом доме и в обыкновенной жизни не все люди бывают разом за одним делом, а одни в поле, другие на гумне, третьи на дворе за хозяйством, четвертые в доме при детях и домашних порядках и т.п., так и в огромном семействе или целом обществе всем сословиям, всем званиям есть свои занятия, свой труд; и каждый человек при своем деле, к чему пригоден, чему научен и к чему поставлен, над тем и трудится, и этим трудом приносит пользу обществу, а себе зарабатывает на хлеб.

    Ведь всем, кажется, известно, что в таком огромном обществе, как государство, нельзя быть без земледельца, нельзя быть без торгового человека, нельзя быть без правителей, без священников, воинов, людей ученых, художников, ремесленников и проч. Разные люди в обществе избирают себе разные занятия и трудятся над своим делом.

    И ты думаешь, что при высших занятиях и должностях в обществе не бывает работы, трудов и забот тяжелее твоих? Напрасно ты так думаешь. Когда ты, земледелец, окончил свою работу дневную и сложил руки для отдыха и покоя, в это время, среди ночи, сколько работает и трудится рук и голов над общественным делом? Там правитель думает крепкую думу о благосостоянии страны и народа; там судья трудится над разбором тяжебного дела спорящих людей; там ученый трудится над наукой на пользу нашего образования и просвещения; там служитель Божий у постели больного совершает таинство христианской исповеди и напутствия в жизнь вечную. А там подвижники-иноки в полночь по звону колокола собираются в храм Божий молиться за свою душу, за спасение наше и всего рода христианского.

    И мало ли еще общественных должностей и обязанностей, над которыми трудятся честные и усердные труженики, испытывая и перенося разного рода горе и заботы с терпением, с покорностью своему жребию? Труд, работа, забота, горе, терпение — везде, во всех званиях и состояниях; есть они у всякого человека, который честно и усердно занимается своим делом, домашним ли то или общественным (сбор. ст. из «Воскреси, чтен.», 1870 г., стр. 191-198).

    Кому из нас не случалось видеть и слышать, как голосистый жаворонок вьется весной над полем или вспаханной нивой и своим приятным пением часто услаждает тяжкий труд земледельца? Но не вся жизнь этого маленького пернатого проходит в пении, не все время носится он в воздушном пространстве. Нет, у него есть свой труд и забота; он спускается на землю и здесь-то добывает себе пищу: то устраивает теплое гнездышко, то заботится о своей подруге или молодых птенцах своих. И опять, не все же рыться в земле, не все же хлопотать и трудиться, птичка снова несется к небу и поет, поет свою нескончаемую песню.

    Вот урок и пример для тебя, человек! Трудись, где бы ты ни был поставлен в обществе: низко ли, высоко ли, — трудись; это твое назначение и обязанность на земле. Но ты не для земли создан, а для неба. После труда и забот житейских возносись горе умом и сердцем, изливай перед Богом свою душу в славословии, благодарении и молитве. Молись — это твой долг, твоя слава, твое блаженство. От трудов переходи к молитве, от молитвы к трудам: трудись и молись («Духов, цвет.», ч. 2).

    Далее: Несколько слов к вступающим в супружество
    В начало

     
    Rambler's Top100