О правильном почитании икон

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • О правильном почитании святых икон.

    Было тяжкое время для нашей Православной Церкви, когда восставали на нее безбожные люди, люди нечестивые, так называемые иконоборцы. Тогда был созван Седьмой вселенский собор (то есть собрание пастырей и учителей Церкви), которые и утвердили навеки почитание святых икон, а всех иконоборцев предали проклятию. С того времени Святая Церковь в этом отношении успокоена и ограждена. Мы не сомневаемся, что вы почитаете святые иконы, но дело-то в том, что почитание ваше не всегда бывает правильно. Некоторые из вас, и особенно малограмотные, по своей необразованности и простодушию, часто смотрят на иконы как на каких-то богов. Но это грубое заблуждение.

    Послушайте: святая икона не есть Бог, а только священное изображение, и мы, поклоняясь той или другой иконе, поклоняемся не ей собственно, но тому святому, который на ней изображен.

    Представим примеры. Вот перед нами икона Спасител. Когда мы молимся перед этой иконой, то представляем в нашем уме Самого Спасителя, вспоминаем Его земную жизнь и крестные страдания, а икона, как изображение, только помогает нашему представлению.

    Не воздавая иконе божеского поклонения, надобно однако почитать и святые иконы, то есть обращаться с ними также с благоговением; это потому, что на иконе мы видим священное изображение. Приведем пример. У нас остался, например, после нашего родителя портрет. Будем ли мы, уважая память отца нашего, с небрежностью бросать туда и сюда этот портрет? Конечно, не будем. Что же сказать о святых иконах? Можно ли их не почитать, когда на них изображены предметы и лица священные? При этом должно заметить и то, что многие иконы бывают и чудотворны, то есть им сообщается, по воле Божией, особенная благодать. Но при богатстве и силе нашей веры всякая икона может быть чудотворна.

    Если мы почитаем святые иконы, то должны во всем наблюдать должное благоговение и прежде всего не браться за них нечистыми руками. Это грешно. Не должно нечистыми руками и зажигать лампады, ибо и это неблагочестиво, а в деревнях, и особенно в многолюдной семье, весьма мало обращают на это внимания, а между тем от несоблюдения этого порядка незаметно ослабевает и упадает древний дух христианского благочестия.

    Нехорошо и то, что у вас, мирян, не совсем благообразно совершается ношение святых икон. Перенося эту святыню из дома в дом, или из одной деревни в другую (например, на Святую Пасху), вы под влиянием праздничного веселья, при обилии вина допускаете многие вольности как в обращении, так и в разговорах.

    Это бывает тем более, что часто носят иконы в руках молодые крестьянские девицы, и мужчины обыкновенно легко ими соблазняются, смотря на их румяные лица и красивые пестрые наряды. Ничего подобного не должно быть в мире христианском, и вы, по возможности, должны стараться изгнать из вашего быта это злоупотребление.

    Носить по домам и подымать святые иконы дело благочестивое, но носить без благоговения — дело уже нечестивое. В таком обращении со святыми иконами как священными изображениями вовсе нет достойного христианского почитания, а прямо оскорбление святыни или просто кощунство.

    Следует указать и на другой, довольно важный недостаток с вашей стороны в отношении к святым иконам. Он заключается в следующем: у вас обыкновенно в переднем углу избы, на потолках или в божницах, ставится много икон, и это видеть, пожалуй, отчасти приятно, ибо заметна в этом набожность; но нехорошо и неприятно то, что часто святые иконы содержатся в большой неопрятности: их покрывает и пыль, и паутина. Такая неопрятность, допускаемая в предметах священных, весьма неприлична и, кроме того, даже оскорбительна для самой святыни.

    Если неопрятность и везде непохвальна как признак нерадения и небрежности, то здесь тем более. Также совсем не у места рядом со святыми иконами висеть каким бы то ни было лубочным, размалеванным изображениям и портретам, что у вас тоже в большой моде. Итак, постарайтесь и это исправить, равно наблюдайте опрятность и в содержании лампад и масла деревянного, ибо и это предметы, относящиеся к святыне.

    Чистота и опрятность в доме, начиная со святых икон и до других обыкновенных предметов, не есть что-либо лишнее. Каждый вас за это похвалит и поблагодарит (свящ. Н. Успенский).

    Далее: О Святом Причащении
    В начало

     
    Rambler's Top100