О молитве в храме

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • О молитве в храме Божием.

    Почему на молитву нам необходимо ходить именно в храм Божий? Потому что храм Божий есть дом Божий, дом для богоугодной молитвы. Дом Мой — дом молитвы Моея есть, — говорит Господь. Нигде в поднебесной Господь так не благоволит к верующим и не слышит их так, как в храме Божием, где совершается о спасении людей Божественная евхаристия. Послушаем, что сказал Господь Соломону о храме Божием: «Если Я заключу небо и не будет дождя и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой... и будут молиться и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, по Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их.

    Очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем... очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2 Паралип. 7, 13-16). Вот какое неизреченное благословение изрек Господь на храм Свой, как дом жертвы и дом молитвы. По молитвам, совершаемым в святом храме, Господь спасал грешников от вечного мучения и творил дивные чудеса во все века доныне.

    Значит, по молитвам, совершаемым в святом храме, Он и ныне избавит землю русскую — наше любезное Отечество и Царствующий Дом и всех нас от адской крамолы богоотступников и других бед и скорбей, постигших землю нашу: только будем, друзья, неленостно ходить в храм Божий и усердно здесь молиться Господу Богу за Благочестивейшего Государя Императора и Самодержца Всероссийского, за Отечество Православное, за себя и за всех, да тихо и безмятежно поживем во веце сем, во всяком благочестии и чистоте.

    Но как молиться-то нам, спрашивают многие из нас. А так и будем молиться, как положено по установленному чину Святой Церкви. Еще на пути к храму Божию, оставляя греховный мир с его суетой, мы должны приготовить себя к достодолжной молитве в храме, помышляя, что мы идем как бы на небо, пред лице Самого Бога и Судии праведного, что в храме Божием ждет нас Сам Господь, как овцу блуждающую, или ждут святые ангелы с сонмом всех небожителей.

    А по приходе в храм Божий на богослужение должны внимательно выслушивать пение и чтение церковное, должны молиться разумно, с полным благоговением и трепетом, не мотая рукой как попало при изображении крестного знамения на себе, а изображая оное истово, как заповедано святыми отцами, не разговаривая и не оглядываясь без нужды и не стоя, как статуя, в то время, когда нужно повергаться на землю перед Богом, кланяться до земли.

    Здесь место свято, дом Божий; здесь все для Бога, и посему священнодействие, и чтение, и пение, и моления, и предстояния — все должно совершаться со страхом и трепетом. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом, — поет псалмопевец. Проклят же всяк, творяй дело Божие с небрежением, — говорит Святое Писание.

    Наш долг пастырский и ваш долг, почтенный клир, со всяким тщанием и благоговейно совершать служение в храме Божием, как великое дело Божие, врученное нам для спасения людей, во славу Божию и в назидание молящихся, дабы не соблазнить немощного в вере, тако да просветится свет ваш пред человеки.

    Пение должно быть благоговейное, молитвы и чтения должны быть произносимы громко, внятно, выразительно, как в присутствии Самого Великого Архиерея нашего — Бога, повелевающего так делать, а не иначе. Богомудрые учители Святой Церкви советуют иногда лучше прочитать меньше, но как должно, во всеуслышание, то есть громко, внятно, с мыслию, чем много — без толку, без смысла.

    Святой апостол Павел об этом так говорит: в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке (1 Кор. 14, 19). Так и мы будем, друзья, выполнять наше великое призвание, как дело Божие, как мы и обещались перед Богом с клятвой, да будем верные делатели в винограде Господнем.

    А ваше дело, любезная паства, прилежно слушать совершаемые Богослужения: молитвы, чтение и пение прилагать к сердцу, вознося вместе с поклонами душу свою к Богу, как бы эти молитвы, чтение и пение, и вся служба наша исходила не от алтаря токмо, не от клира, но из вашей груди, от вашего ума и сердца, из ваших уст. Вот и приятна Богу будет такая наша общая молитва, такое наше служение, и Господь послушает нас. Тогда будет у всех нас как единое тело, по Писанию, един дух, едино сердце, едины уста; тогда мы сами из себя будем составлять как бы живой храм Божий, будем как бы телом Христовым, и Христос будет главой нашей.

    Нерадиво стоящие в церкви во время Богослужения и не слушающие чтения и пения, и не внимающие священнодействию, разговаривающие когда не подобает, равно глаза свои и ум от неба или от Лика Божия отвращающие в мир суеты, за двери храма, или друг на друга озирающиеся, соглядающие ради греховного лицезрения или пытливости, рассеянно и без понимания стоящие в то время, когда нужно поклоняться со страхом и трепетом, все таковые из нас тяжко погрешают и оттого век живут, но молитвам и благочестию не научаются, милости и благословения Божия не сподобляются, и жизнь таковых всегда в великой опасности от ловлений лукавых демонов-губителей («Воскресенье», 1888 г., № 22).

    Далее: Не рассказывай людям, что Бог услышал твою молитву
    В начало

     
    Rambler's Top100