О крестном знамении вообще

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • О крестном знамении вообще.

    Молясь дома Богу перед святыми иконами или в храме Божием, мы, кроме чтения молитв, делаем малые и большие поклоны перед иконами, целуем их, ставим перед ними свечи или зажигаем лампады и осеняем себя крестным знамением.

    Многие из православных неправильно крестятся, а это бывает или от торопливости, или же прямо от привычки.

    Об ином подумаешь, что, крестясь, он отгоняет от себя мух или комаров.

    Для изображения на себе крестного знамения мы складываем три пальца правой руки: большой, указательный и средний так, чтобы пальцы их были вместе, равны, а два другие пальца, безымянный и мизинец, пригибаем к ладони. Первыми тремя пальцами, сложенными вместе, показываем, что Бог один, но в Трех Лицах, и Лица эти равны между собой. Остальные два пальца, пригнутые к ладони, означают два естества в Иисусе Христе, две природы: Божескую и человеческую. Пригибаются пальцы к ладони в знак унижения, в знак смирения Иисуса Христа, явленного в том, что Он, смиловавшись над нами, сошел для нас с неба и пострадал за нас на земле. Изображая на себе крестное знамение, надо полагать руку сначала на лоб — для освящения нашего ума, наших мыслей, потом на сердце или грудь — для освящения чувств и желаний, и, наконец, на правое и левое плечи — для укрепления и освящения наших сил. Когда мы правильно это сделаем, то действительно изобразим крест. К чему торопиться в святом деле? Ведь и простое житейское дело, если поторопишься, так испортишь, а дело Божие тем более всегда надо исполнять со вниманием, с благоговением, со страхом!

    Православные христиане так крестятся и так слагают для этого пальцы с самых древних времен.

    В городе Киеве, в тамошних пещерах, и в настоящее время почивают мощи (мощами называются нетленные останки тела или целые тела святых Божиих людей) святого Спиридона чудотворца, который умер в XII веке в таком виде, что пальцы правой руки сложены так, как складываем мы их теперь для изображения на себе креста, и сложены так крепко, что скорей их можно переломить, чем сложить иначе. Как сложил он их при конце своей жизни, осеняя себя крестом, так они и остались, остыли и окрепли. Следовательно, такое сложение пальцев для изображения креста принято с древних времен.

    Ограждать себя крестным знамением весьма спасительно. Оно прогоняет невидимых врагов — демонов — и избавляет нас от бед и несчастий.

    Взяв Жития святых, мы встретим в них много этому доказательств. Вот для примера несколько из них.

    Преподобный пустынник по имени Дорофей, который всю свою жизнь проводил в подвигах поста, молитвы и трудолюбия, послал однажды своего послушника принести из колодца воды. Придя к колодцу, послушник увидел в нем аспида, одну из самых ядовитых змей, и побоялся взять из колодца воды. В испуге он прибежал к преподобному и сказал: «Отче! В колодце ядовитая змея, мы погибли».

    Преподобный Дорофей усмехнулся, покачал головой и сказал: «Ну а если бы дьявол кинул змей во все колодцы и во все реки, неужели бы ты тогда вовсе не стал пить воды?»

    Сказав это, он пошел к колодцу, взял из него воды и, изобразив над колодцем крестное знамение, напился ее и при этом сказал: «Где крест, там не может вредить сила бесовская (Чет. Мин., 16 сентября).

    Преподобный Иоанникий, будучи юношей, пас стада своего отца. Он так любил молиться, что часто оставлял свое стадо, уходил в уединенное место и там молился. Уходя на молитву, стадо он ограждал крестным знамением, и оно не расходилось, звери и воры не трогали его, покуда блаженный отрок, возвратившись с молитвы, не отгонял его домой (Чет. Мин., 4 ноября).

    Святой апостол Иоанн Богослов знамением креста исцелил больного, лежащего при дороге (Жит. св. И. Богослова, 26 сентября). Святой Иоанн Златоуст говорит о крестном знамении: «Крест — нерушимая стена, непобедимое оружие, опора богатых, богатство бедных. Крест — ограждение обижаемых, оружие подвергающихся нападениям, основание добродетели, знамение чудное и удивительное. Если нищий помолится кресту, дом его обогатится. Буря морская утихает от знамения крестного. Кто лежит на одре (болен) или поражается другим бедствием, того спасает Иисус Христос, как скоро призовется на помощь. Кто ограждает себя крестным знамением, тот освобождается от грехов».

    «Если ты часто будешь печатлеть чело и сердце твое знамением креста Господня, — говорит преподобный Нил Подвижник, — то демоны убегут от тебя, потому что весьма боятся этой святой печати» (кн. 2, пис. 304).

    Так вот какую силу имеет знамение креста! (Свящ. Н. Успенский).

    Далее: Для чего мы творим крестное знамение
    В начало

     
    Rambler's Top100