О чудесах

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • О чудесах.

    Что называется чудом? Явление сверхъестественное, выступающее из обыкновенного порядка вещей и возможное только для силы Божественной. Чудо не есть дело человека или природы, хотя оно совершается над человеком, в природе внешней и часто при их участии.

    Так Спаситель исцеляет прокаженных, слепых, расслабленных, иногда даже не видев самих недужных и не прикоснувшись к ним. Он пробуждает мертвых единым словом; претворяет воду в вино, не говоря ни слова; умножает хлебы, благословивши их; укрощает бурю одним повелением. Все это происходит внезапно, одним действием всемогущества.

    Таким же образом Египет поражается десятью казнями; Фараон со своим войском погибает в волнах Чермного моря; Нееман очищается от проказы, семь раз погрузившись в воды Иордана. Спаситель исцеляет слепорожденного, помазав очи его брением от плюновения и повелевши ему умыться в купели Силоамской.

    Во всех приведенных нами явлениях чудо совершается над людьми и вещественной природой, но везде также действует здесь, и действует вопреки природе, сверхъестественно Сам Бог.

    Однако ж есть люди, которые чудесам не верят, отрицают их. Но чего оные люди не отрицают? Отрицают даже то, чего нельзя отрицать, не отрекшись наперед от самого разума: бытие Божие, душу, материю, движение, отрицают мир видимый и невидимый. Удивительно ли, если отвергают и чудеса?

    Отвергают чудеса обыкновенно на том основании, что они или невозможны, или бесполезны, или несовместимы с порядком и управлением вселенной. Постараемся доказать, что все эти основания составляют не что иное, как голые, самопроизвольные и бездоказательные, гнилые умствования. Утверждать невозможность чудес — значит утверждать, что они вне власти Божественной, или что Божественная сила связана слепой необходимостью и от нее зависит.

    Силу Божию мы понимаем как всемогущество, иначе не можем и понимать ее. Мы не можем представить себе что-либо чудесное или обыкновенное, что было бы вне Божественной власти.

    Как бы ни было велико чудо, все же величие его ничтожно перед всемогуществом Бога, имеет свои границы, свои пределы. Чудо не выше творения; оно есть как бы воссоздание, или претворение; но если Бог есть виновник творения, то Он может и чудеса творить. Всемогущество Божие выше всякого действия, всякого проявления могущества во времени и пространстве.

    Чудо было бы невозможно, если бы могущество Божие зависело от слепой необходимости или сливалось бы с ней. Оно есть положительное доказательство свободы и личности Божией, потому что оно возможно в том только случае, если Бог есть Существо высшее, нежели слепая необходимость. Но, говорят рационалисты, само Святое

    Писание описывает чудеса чертами неточными, неопределенными, следовательно, недостаточно ясными.

    Говорят, в чудесных повествованиях Святого Писания можно находить данные для рассуждений за и против чудес. Кто страдает желтухой, у того в глазах все желто, кто страдает темнотой и сбивчивостью понятий, тому все темно и сбивчиво.

    Святое Писание изображает чудеса во всей их чистоте и истине, во всем их величии, без всяких прикрас. Оно изображает чудеса, как они были, не допуская ни малейшей тени преувеличения. В изложении святых повествований не видно никакой изысканности. Когда Святое Писание изображает чудеса, они как бы встают перед нашими глазами в истинных чертах своих, и производят именно то впечатление, какое должно было производить описываемое чудо.

    Вот несколько чудесных событий, которые мы берем из Святого Писания.

    Ученики Христовы плывут посреди моря. Иисус Христос приближается к ним, идя по волнам. Апостол Петр просит у Иисуса Христа позволения идти Ему навстречу. Просьба его исполнена; Петр делает несколько шагов, но вдруг начинает погружаться и вопиять о помощи. Иисус Христос подает ему руку с упреком: маловере, почто усумнелся eси? (Мато. 14, 31).

    Вот другая картина. Когда Спаситель проходил одним местом, окруженный толпой народа, один слепец, узнав, что это Иисус, воскликнул: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! Народ хочет заставить молчать его, но он усугубляет свои вопли. Иисус Христос подзывает его к Себе и спрашивает, чего он хочет. Тот отвечает, что хочет получить зрение. Иди, — отвечает ему Господь, — вера твоя спасет тя. И тотчас отверзлись очи его, и он пошел. Вот так Писание изображает чудеса!

    В другое время случилось, что несли мертвого юношу, единственного сына матери-вдовы. Господь, увидев ее, исполнился к ней сострадания и сказал: Не плачь! Потом, приблизившись к одру, Он сказал: Юноше! Тебе глаголю — восстали! Мертвый встал и начал говорить, и Иисус Христос отдал его матери его.

    Лазарь, брат Марфы и Марии, четыре дня уже лежал во гробе, тело его уже подверглось тлению.

    Но вот приходит Господь. Помолившись Отцу Небесному, Он громко восклицает: Лазаре, гряди вон! Мертвый, связанный по рукам и ногам полотенцами, с покрытым лицом, встает из гроба. «Развяжите его, и пусть он идет», — говорит Спаситель. Неужели эти слова неточны, неопределенны, эти чудеса двусмысленны?

    Вот еще несколько событий. Однажды приходит к Иисусу Христу человек, составлявший страшилище всей окрестной страны. Он был одержим нечистым духом, обитал в гробовых пещерах, сокрушал свои цепи, терзал собственное тело. Иисус Христос спросил его имя, и тот отвечал, что имя ему — легион, потому что множество бесов обитали в нем. Бесы были изгнаны из этого человека и вошли в свиное стадо, которое паслось на берегу моря. Как скоро бесы вселились в животных, то последние бросились в море и утонули. Жители окрестной страны объяты были ужасом, а исцеленный пал к ногам Иисусовым, оделся и, получивши разум, просил у Господа позволения следовать за Ним.

    Ужели и это событие не действительное или, по крайней мере, сомнительное? Нет! Это истинная и действительная история.

    Иисус Христос часто говорил о Своей смерти, сравнивал ее с трехдневным пребыванием пророка Ионы во чреве китовом, присовокупляя, что Он больше Ионы; что если и после воскресения Его иудеи не будут верить Его учению, то не будут иметь никакого оправдания в своем неверии. Спаситель также часто указывал ученикам Своим на те страдания, которые Он должен претерпеть, говорил, что Он будет оклеветан, распят, умрет на кресте, но в третий день воскреснет. Когда пришел час Его, Он был предан, распят на кресте, претерпел поносную смерть, потребен был в гробу и встал в третий день. Все эти события прославлены и проповеданы миру апостолами, очевидцами событий; эти события составляли главное содержание и основание проповеди апостольской. Страдания, смерть и воскресение Спасителя составляют и теперь, и всегда непоколебимое основание Церкви, на котором она будет утверждаться до скончания века.

    Послушаем, что отвечал Спаситель ученикам Иоанна Крестителя, которые спрашивали Его, Он ли есть Мессия, или должно ожидать другого? «.Пойдите, — отвечал им Иисус Христос, — скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые видят, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» (Лук. 7, 23).

    Вот весь ответ Спасителя. Нет сомнения, что Он считал этот ответ вполне удовлетворительным и, следовательно, указывал на дела Свои как на действия чудесные, сверхъестественные, Божественные, какими они и были.

    И в других обстоятельствах, когда Иисус Христос видел, что слушатели Его не убеждаются словами, Он указывал на дела Свои, говоря, что не заслуживают никакого извинения в своем неверии те, которые видели чудеса, Им совершенные. Таким образом, из слов и действий Самого Спасителя видно, что чудеса, совершенные Им, отнюдь нельзя смешивать с естественными явлениями, и что они по характеру своему, безусловно, сверхъестественны.

    Насилуя текст Святого Писания и здравый смысл, некоторые люди отказываются верить чудесам, называя их детскими сказками. Неверие употребляет отчаянные усилия, чтобы поколебать истину; но истина стоит непоколебимо. Чудеса суть Факты действительные, истинность их так же достоверна, как достоверна подлинность книг, в которых они описаны. Никакое толкование не докажет, что чудеса не суть чудеса («Духовные беседы», 1863 г., т. 17, стр. 425).

    Далее: Чудеса непрестанные
    В начало

     
    Rambler's Top100