Ночная молитва
Ночная молитва.
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не для того дана ночь, чтобы только спать и бездействовать в продолжение ее. Свидетели тому ремесленники, путешественники и Церковь Божия, восстающая на славословие Господа среди ночи. Встань и ты, посмотри на ход звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие, и удивляйся делами Господа твоего.
В это время душа бывает чище, легче, добрее и способнее воспарять горе; самый мрак и безмолвие ночи много располагают к умилению. Если взглянешь на небо, испещренное звездами, как бесчисленным множеством глаз, то получишь величайшее удовольствие, помыслив тотчас о Создателе.
Если представишь себе, что те, которые в продолжение дня шумят, смеются, играют, скачут, обижают, лихо-имствуют, досаждают, делают бесчисленное множество зол, теперь нисколько не отличаются от мертвых, то познаешь все ничтожество человеческого самоугодия. Сон есть образ смерти.
Если взглянешь на улицу, не услышишь ни одного голоса; если посмотришь в доме, видишь всех лежащими как бы в гробу. Все это может возбудить душу и привести на мысль смерть.
Если у тебя есть дети, то разбуди и их; пусть во время ночи весь дом твой сделается церковью. Если же они малолетни и не могут долго бодрствовать, то пусть выслушают, по крайней мере, одну молитву или две — и успокоятся; только ты вставай непременно и обрати это себе в навык.
Нет ничего прекраснее такого жилища. Для чего и Сам Христос на горе пробыл всю ночь в молитве? Не для того ли, чтобы подать нам пример? Тогда, то есть ночью, растения возобновляют свои силы, тогда и душа еще более, чем растения, принимает в себя росу благодати: что днем попаляется солнцем, то освежается ночью. Ночные слезы лучше всякой росы угашают пожелание и всякое страстное разжение и охраняют душу от всякого вреда.
Если душа не будет питаться этой росой, то изнеможет от дневного зноя». (На Деяния ап. беседа, 26.)
Далее: Блажен, кто имеет твердую веру и умеет горячо молиться