Мы снова

увидимся в вечности

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Мы снова увидимся в вечности.

    Мысль о том, что мы в лучшем мире увидимся с любезными нашему сердцу, нераздельна с мыслью об истинном бессмертии души; их нельзя разделить, не опровергнув нашего понятия о совершенстве и любви Всевышнего.

    Взаимные отношения душ в будущей жизни мы можем себе представить только весьма неясным образом; и потому мы будем здесь довольствоваться только тем, что об этом говорит нам Откровение. Относительно наших сведений о будущей жизни мы все не более, как дети. Будем же с детским смирением и преданностью Тому веровать, Кто обещал любящим Его блага за гробом, каких не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2, 7).

    Затем, так как мысль о будущей жизни вообще и о свидании в вечности в особенности имеет тесную связь с благороднейшими движениями нашего сердца и тем самым с нашей нравственностью, то мы и должны, кроме памяти о нашем земном существовании и здешних делах, допускать еще и продолжение за гробом чистых душевных отношений наших — любви и взаимной привязанности... На Страшном суде Иисус Христос, Царь живых и мертвых скажет в ответ праведным: «Истинно говорю вам, поелику вы сделали сие одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25, 40). Вот самое неопровержимое подтверждение памяти душ по смерти о делах и лицах!

    Конечно те, которые без ужаса не могут помыслить о встрече в вечности с лицами, судьба которых была связана здесь с их судьбой, те всеми силами готовы опровергать эту истину, но напрасно. Эта истина неоспорима!

    Легкомысленные родители, вы первые увидите детей своих, которых вы оставили на произвол! Вы узнаете их, вы сойдетесь с ними и содрогнетесь, когда они с дикими воплями отчаяния станут упрекать вас в их невозвратной погибели, и вы ясно увидите в себе врагов этих несчастных жертв, погубленных вашей беспечностью, вашей неблагоразумной привязанностью и вашей снисходительностью к их дурным наклонностям.

    Вы себялюбцы, создавшие себе отдельный мир, божеством которого считаете самих себя, вы, которые издеваетесь над христианином, жертвующим временем и достоянием для блага ближнего, кто вас встретит в вечности с чувством признательности? Увы, никто!

    И потому и вы должны быть там навсегда отчужденными из среды сынов Божиих... Да и кто там полюбит вас?

    Если вы, по расчетам житейским, и предпринимали что на земле полезное, то вы уже потребовали за это награду и получили ее! Вы подавали милостыню, вы делали ничтожные благодеяния, но не для того ли, чтобы показать себя перед людьми и заслужить их похвалу? Вы и достигли этого! В течение вашей жизни вы не знали, что такое любовь; вы других людей считали такими же бесчувственными, как и сами; чувство любви в душе вашей не считалось благом. И потому как без любви вы вступаете в ряды обитателей вечности, то и там вам удел — одиночество и сиротство.

    Трепещи и ты, человек алчный, присвоивший себе достояние вдов и сирот, и ты, расточивший в пиршествах имущество отцов и дедов, собранное ими для помощи бедным! Трепещи! Ты увидишься со всеми, на чьи страдания ты здесь смотрел так презрительно и гордо. Сообрази число презренных тобой людей и содрогнись!

    Обманывай здесь самого себя, ослепляй других, как сумеешь, там — рушатся все твои средства.

    Напрасно ум твой говорит: нет Бога, нет вечности, люди больше не увидятся друг с другом! Но совесть говорит тебе противное, и когда воспоминание о грехах приводит тебя в трепет, одна она, не обманывая тебя, говорит, что наступит суд, что явится Бог, грозный Судия и Воздаятель... Бог...

    Вечность... Страшный суд... Свидание душ!.. Трепещи, дерзкий развратник, при одной мысли о неизбежности всего этого!.. Трепещи, коварный соблазнитель невинности, принесший ее в жертву огрубелым чувствам своим!..

    Отец сирот, которых ты обрек на нищету и стыд, в вечности предстанет свидетелем против тебя; он скажет, что ты сделал их бедняками и оставил без утешения!.. Жестокосердый! Есть Бог, есть суд и наказание: твои жертвы, в свою очередь, оставят тебя неутешным у подножия Престола грозного Судии.

    Как грешник ни старается оттолкнуть от себя мысль о будущем свидании, но она страшит его. Она вселяет в истинного христианина чувство собственного достоинства и его высокого назначения. Она проясняет жизнь его, смягчает горесть последней минуты. Она дает ему силу для добродетели и победы над грехом. Она объясняет человеку значение божественных слов: «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. Иоан. 2, 11).

    Благочестивый старец, приближающийся к могиле для отдохновения подобно утомившемуся путнику, — ты блажен! Ты знаешь, что потерял, но ты знаешь также и то, что должен обрести. Можешь ли ты еще быть счастлив на земле? Чувства твои притупились; умственные способности лишились прежней живости. Так в старом дереве хотя и есть еще жизненная сила, но уже органы его зачерствели и не передают ветвям, растущим на вершине, питательных соков. Некоторые из побегов, хотя и покрываются бессильной зеленью, но уже не цветут и не дают плодов. На земле ты почти чужестранец. Давно покинули тебя друзья детства; ты их пережил, большая часть из них уже покоятся в холодной могиле. Скоро возле их праха почиет и твой прах.

    Но там, в небесном отечестве, ты встретишь их, они ожидают тебя в горней обители, и ты скоро соединишься с ними. Друзья детства твоего вновь окружат тебя; существа, дорогие сердцу, которым ты закрыл глаза, вновь встретят тебя с приветом и улыбкой. Скоро свободная и вновь юная твоя душа устремится к ним с торжественным кликом: Слава Господу, я совершил добрый подвиг! Слава Всевышнему, я победил!

    Мы увидимся! Юноша, девица, дети благочестивых родителей, оплакивающие потерю отца, матери, вы снова их увидите! Что было для вас святее, дороже любви родительской? Доброта отеческая смягчала печаль вашу; нежные заботы матери отгоняли беспокойства, вас тревожившие. Вы лишились этих утешителей; но еще немного времени, и вы опять будете с ними.

    Путь, ведущий к ним, часто труден, усеян терниями, но это верный путь. Это тот самый путь, который указал Спаситель ученикам Своим: путь святости и добродетели. Не покидайте этой небесной стези, не забывайте виновников дней ваших!

    Когда страсти будут волновать кровь вашу, когда неукротимые желания повлекут вас к искушениям, когда наступит минута, в которую вы должны будете избирать между невинностью и грехом, между твердостью духа и слабостью, когда наконец вас покинут добрые намерения ваши, и голос святой веры не будет иметь более отзыва в сердце вашем, тогда подумайте об умерших родителях ваших, подумайте о том, что вы их снова увидите, и чувство собственного достоинства возвратится к вам, и вы снова вступите на путь добродетели.

    Вспоминайте о тех, кого вы утратили, и в молитвах ваших — в храме и дома.

    Вспоминайте о них в беседах ваших, в лишениях и горестях, и вы не уклонитесь от пути благочестия, ведущего к свиданию с ними. Любовь есть духовная, невидимая связь, простирающаяся и за могилой в пределы вечности, она связывает благочестивые души здесь и там, она соединяет Небо с землей, подобно тому, как любовь Божия обнимает всю вселенную и разливает в ней благодать.

    Когда вам представится случай сделать добро врагу или удержать клеветника, устроить или поддержать полезное предприятие, помочь страждущему, покинутой семье, подумайте тогда о тех, которых вы скоро увидите.

    Тогда вам улыбается добрый ангел и вечность ободряет вас к продолжению истинной борьбы и к полной победе.

    Там мы снова увидимся!.. Слезы матери, проливаемые на гробе младенца, слезы вдовы одинокой, слезы дружбы — вы будете осушены; вы увидите тех, которые на ваших руках кончались...

    Святая утешительная вера! Проливай твои благодеяния на мою душу. И я потерял тех, кого любил, и я в одиночестве оплакиваю мои радости, поглощенные могилой. Могилой?.. Что я говорю? Нет! Я любил не прах бесчувственный, я любил душу, исполненную христианских добродетелей, душу, взорами беседовавшую со мной, обращавшуюся ко мне со словами чистой любви. Эта душа еще живет, потому что Господь живет, она еще любит, потому что Господь любит. Отрадная, божественная мысль! Да, вы любите меня, души бесценные, вы, о которых льются мои слезы, любовь моя стремится к вам, несмотря на разделяющую нас бездну смерти.

    Но нет, смерть нас не разлучила. Может ли она разрушить связь, утвержденную рукой Всевышнего? Моя печаль — плод сожаления, а не сомнения. Мы там будем принадлежать друг другу, где нет ни горя, ни разлуки, где всё — радость, совершенство, восторг.

    Бог создал нас друг для друга, для взаимного бессмертного существования, а не для одиночества или минутного соединения во время краткой земной нашей жизни. На земле Он назначил наше первое свидание, чтобы мы с большим рвением стремились к небесному нашему назначению.

    Там, а не здесь, истинное мое отечество. Туда обращаются мои взоры, благоговение и любовь моя. Я живу на земле в кругу смертных — для душ прославленных, бессмертных.

    Меня оскверняет еще грех, но я очищусь от него. Порочные желания бесчестят мое сердце, но я исторгну их из него. Если я сделал какую несправедливость, я исправлю ее. Оскорбил ли кого из спутников моего земного странствования, я примирюсь с ним!

    Мы увидимся... Правда это повелевает, Бог этого хочет. О, как много должен я благодарить милосердие Божие!

    Как выразить мою признательность? Я чувствую также, что Ты, мой Бог, мой предвечный Отец — источник счастья всего мира. Я буду искать уединения, паду ниц перед Тобою со слезами грусти, восторга и благоговения, и рыдания мои, радости мои всегда будут во славу Твою! (Свящ. Н. Успенский.)

    Далее: Краткое христианское нравоучение
    В начало

     
    Rambler's Top100