Грех сребролюбия
Грех сребролюбия.
Кто доволен своим состоянием, тот счастлив. Посмотрите на христианина, хотя и небогатого, но трудолюбивого, честного и довольного своим состоянием. Кто может быть счастливее его?
Он радуется тому, что, честно трудясь, тем самым исполняет заповедь Божию, повелевающую нам трудом рук своих снискивать себе пропитание; он со сладостью вкушает честно заработанный им хлеб; он с удовольствием уделяет его неимущим, ибо знает, что жертва его приятна Богу. И Господь не оставляет его Своей милостью, даруя ему успехи во всех добрых предприятиях, утешая его миром и любовью между его домашними. Благословение Божие сопутствует подобным людям на всех путях их жизни. Как жаль, что в настоящее время редки подобные семейства, и не много таких людей! Всюду господствует страсть к наживе, жадность к богатству.
Сначала, глядишь, человек мыслит только о том, как бы выбиться из нужды, потом — как бы припасти что-нибудь на черный день; а там скопил сотню-другую, начинает думать уже о тысячах. И это еще не беда, но худо то, что человек спит и видит эти тысячи, всё о них мечтает, полагая в них главное благо и забывая о вечной жизни.
А дьявол уж тут как тут. Он очень хорошо знает, как легко разлучить с Богом и взять под свою власть человека, у которого зародился грех сребролюбия. Поясним это примерами.
Один подвижник был поставлен игуменом монастыря, в котором каждый из братии кормился трудом рук своих.
Жизнь его была столь чиста, безукоризненна и добродетельна, что он сподобился дара изгонять бесов; милосердие его было так велико, что последнее свое — пищу и одежду — он делил с неимущими. Поэтому когда кто-нибудь приносил ему что-нибудь, он обыкновенно говорил:
— Возьмите свое отсюда, оставьте нас Христу Богу нашему. Пусть заботится о нас Тот, Кто сказал: работающий Ми ясти будут; работающий Ми возвеселятся. И руки наши могут питать нас; они будут в осуждение нам, если будем жить чужими трудами!
Бескорыстие и подвиги этого добродетельного инока вскоре сделались повсюду известны.
Услышал и царь о его добродетельной жизни. Призвав его к себе, он долго беседовал с ним и дал ему денег на нужды неимущих. Игумен, против своего обыкновения, принял деньги и с того времени сделался любостяжательным.
Он купил волов, ослов, нанял слуг. И теперь по обыкновению был приведен к нему бесноватый. Когда старец сказал бесу:
— Выйди из создания Божия.
— Нет, — отвечал ему бес с насмешкой, — я не слушаю тебя больше.
— Отчего же? — спросил игумен.
— Оттого, — отвечал бес, — что ты теперь уже и сам один из близких к нам. Ты и сам ведь, вдавшись в житейскую печаль, забыл Бога и теперь уже не имеешь надо мной никакой власти.
Так опасно и гибельно сребролюбие! (Пролог, 20 октября.)
Далее: Господь наказывает жестоких сребролюбцев