Фарфор, бисер, керамика

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Музей-заповедник Ростовский Кремль
  • Фарфор, бисер, керамика

    С 80-х годов прошлого столетия Ростовский музей практикует новую форму экспонирования — открытые фонды, что дает возможность показать посетителям ту или иную коллекцию во всем ее объеме и многообразии. Именно так предстает перед нами один из интереснейших видов декоративного искусства — художественный фарфор, а также бисер и керамика. Выставка фарфора располагается на втором этаже Красной палаты, в красивом сводчатом зале с могучим столбом в центре. Собрание насчитывает около двух тысяч экспонатов русского и зарубежного фарфора. Вокруг столба в витринах размещены изделия крупнейших фарфоровых мануфактур Запада: Мейсенской (Германия), Севрской (Франция), фарфор Пруссии, Австрии, Англии, Италии, а также Японии и Китая.

    Остановим свое внимание на коллекции русского фарфора, которая хорошо изучена и систематизирована, к тому же состоит из предметов, созданных самыми известными, самыми крупными фарфоровыми заводами России, начиная с XVIII столетия.

    Изделия каждого значительного завода размещены в отдельных витринах. Подобное экспонирование особенно наглядно дает представление о стилевых особенностях произведений каждого завода в отдельности, их цветовом богатстве и своеобразии росписи. Незначительное количество предметов, выпускавшихся мелкими крестьянскими заводами и имеющих много общего в декоративно-художественном оформлении, экспонируются в отдельной витрине.

    Первое место среди всех российских заводов принадлежало, несомненно, Петербургскому императорскому заводу (ныне Государственный Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова). С него, собственно, и начинается история русского фарфора. Завод был основан в 1744 году. Расцвет производства связан с именем Д.И. Виноградова, замечательного русского ученого, друга М.В. Ломоносова, изобретателя русского фарфора. Виноградовский фарфор по качеству мало чем уступал восточному, а в отличие от европейского, холодного по цвету, имел теплый, чуть желтоватый оттенок.

    Важной особенностью изготовления фарфора было то, что в художественном отношении завод шел своим собственным, самостоятельным путем, ничего не заимствуя ни у Запада, ни у Востока. В производстве фарфоровых изделий полностью участвовали только русские мастера — живописцы и скульпторы. Вот почему русский фарфор столь своеобразен, неповторим. Петербургский завод выпускал предметы бытового назначения в самом широком ассортименте: табакерки, шандалы, курительные трубки, черенки для вилок и ножей, чернильные приборы. Но главенствующее значение в производстве имела посуда: чайники, чашки с блюдцами, тарелки, подносы, сахарницы, молочницы, масленки, солонки, и даже бокалы. И, наконец, появился еще один замечательный вид фарфоровых изделий — статуэтки.

    В экспозиции музея представлена почти исключительно посуда, причем самого разного «ранга» — богатая и дорогая для состоятельного покупателя, простая и дешевая для широкого круга массового потребителя, но одинаково хорошая по своим техническим качествам.

    Наиболее ранние фарфоровые изделия относятся к 80-м годам XVIII века. Все они, или почти все, покрыты росписью, одни в большей степени, другие в меньшей. Живопись, как правило, орнаментальная, цветочная, но встречаются изображения животных и птиц. В тех же случаях, когда она отсутствует, произведение, как правило, отличается сложной, скульптурной формой (именно так изготовлена овальная ажурная ваза с ручками, борта которой имитируют рельефную плетенку).

    Роспись в ранних изделиях завода занимает еще скромное место. Она не связана, или почти не связана, с формой предмета, существует в виде отдельных небольших вставок на белом блестящем фоне, но выполнена добротно, на самом высоком художественном уровне.

    На двух больших тарелках с бортами, имитирующими плетенку, мы видим в центре небольшие букеты и множество отдельных мелких цветов и листьев, разбросанных по всей поверхности изделий. Цветы написаны реалистично, красочно. На двух других тарелках — глубокой и мелкой — соблюден этот же принцип росписи, но вместо букетов в центре тарелок — зеркале — изображены птицы, сидящие на ветках, а вместо отдельных цветочков — бабочки. Птицы и бабочки исполнены так живописно и тонко, что кажутся живыми. Большим достижением Петербургского завода был выпуск сервизов. Количество предметов в них доходило иногда до нескольких сот. Роспись изделий производилась в одном стиле, тщательно продумывалась и выполнялась на высоком художественном уровне. Существовало несколько известных сервизов: «арабесковый» (состоящий из 973 предметов), «кабинетский», «гурьевский» «яхтинский», «константиновский» и другие.

    «Кабинетский» сервиз существовал в двух вариантах: с орнаментом из полевых цветов и с орнаментом из роз. В экспозиции музея представлена тарелка из «кабинетского» сервиза первого варианта. По ее ободу на золотом фоне изображена гирлянда голубых и фиолетовых цветов. В зеркале изделия изображен сельский пейзаж.

    Из другого известного сервиза — «гурьевского» — происходит тарелка с изображением двух крестьян (на всех предметах сервиза были написаны картинки из быта простого народа). Очень красив борт изделия. На темно-вишневом фоне стелется тончайший золотой орнамент.

    В зеркале нарисованы крестьяне, беседующие на фоне сельского пейзажа.

    Тарелка из «яхтинского» сервиза расписана стилизованным растительным орнаментом, в красивом ритме вьющимся по ее поверхности. В центре изделия нарисован сложный по форме картуш.

    Еще один известный сервиз первой половины XIX века — «константиновский» — представлен в экспозиции сразу тремя предметами. Это тарелка, овальное блюдо и ваза для фруктов на высокой фигурной ножке. Форма предметов, особенно вазы, довольно сложная. Роспись изделий состоит из стилизованных элементов древнерусского, а точнее псевдорусского орнамента, над которым много и увлеченно работал в свое время художник и археолог Ф. Солнцев, автор эскиза росписи сервиза. Изображение выполнено золотом, зеленой и красной, терракотового оттенка красками.

    Изделия второй половины XIX столетия отличаются усложненными формами и богатством живописи. Тарелки, чайные сервизы с рельефной поверхностью расписываются золотом и очень дорогим кобальтом. Но наряду с дорогими вещами существовали и довольно простые (например, чайная чашка с блюдцем, где по белому фону предметов написаны мелкие фиолетовые цветы и легкая орнаментальная кайма по кромкам).

    Из скульптурных работ Петербургского завода в экспозиции представлены три статуэтки: «Девушка с цветами» (изготовлена по модели «модельмейстера» завода А. Шписа в середине XIX века), отличающаяся легкой прозрачной росписью, «Влюбленные» А. Бозылева (выполнена в «бисквите» — неглазурованном фарфоре) и «Дама с маской» (создана по модели известного художника К. Сомова в 1913 году), очень сложная по форме и богатая по раскраске.

    Одним из самых известных частных заводов России, соперничавшим и по количеству, и по качеству изделий с Императорским, был завод Гарднера. Он был основан в 1766 году в сельце Вербилки на реке Дубне в 24 километрах от города Дмитрова обрусевшим английским купцом Ф.Я. Гарднером. Сам Гарднер хорошо знал технологию фарфорового производства, им была найдена прекрасная фарфоровая глина (близ города Глухова на Украине), которую использовала позже вся фарфоровая промышленность России. По техническому и художественному качеству изделий завод Гарднера считался лучшим среди частных предприятий.

    Украинский город Севастополь - город русской морской славы.

    Завод Гарднера выпускал изделия заказные, дорогие (в частности, на нем было выполнено четыре «орденских» столовых сервиза по заказу Екатерины II), но особенно много выпускал изделий дешевых, для широкой продажи, почему был особенно популярен в России.

    Дешевые вещи расписывались только цветами — розанами, золото и кобальт в них не применялись. Обычно роспись состояла из одного или нескольких цветов — в середине изделия и мелких цветочков по краям. Фон всегда оставался белым.

    В экспозиции представлено большое количество фарфоровых изделий завода Гарднера. В первую очередь обращают на себя внимание вазы XVIII века. Изделия эти очень сложной барочной формы, ажурные, имитирующие плетенки. На плетенках встречается довольно много скульптурных элементов: мелких цветочков с листьями, лент, которые пластически обогащают форму предметов. Рельефные детали подчеркнуты многоцветной раскраской.

    Большое количество сложных по форме чайников и кувшинов расписано с применением кобальта и золота. Эти изделия относятся к категории дорогих. Но наряду с ними есть и вещи попроще, с применением уже не росписи, а одноцветной печати — черного или коричневого штрихового, графического рисунка. Подобной печатью изображались обычно разнообразные виды городских пейзажей.

    Завод Гарднера в XVIII веке специализировался в основном на выпуске посуды, в гораздо меньшей степени выпускались статуэтки. Но в XIX веке скульптурные изделия производились уже массовым тиражом. Причем они были очень реалистичны, народны, их стиль основывался на традициях крестьянской майолики, с ее русским национальным характером персонажей. Эти качества придавали статуэткам завода особую популярность в народе и оказали сильное влияние на изделия других частных русских заводов, за исключением, может быть, только завода А.Г. Попова, о котором речь пойдет ниже.

    К наиболее ранним скульптурам относятся «Прогулка влюбленных», «Косец». В первой из них чувствуется еще влияние фарфора Запада, но такие статуэтки XIX века, как «Слепой нищий», «Сбитенщик», «Пропойца», «Играющие дети», имеют подлинно народную направленность, очень созвучную характеру творчества передвижников.

    Помимо Императорского завода в Петербурге существовало два частных: Батенина и братьев Корниловых.

    Завод С. Батенина был основан в 1812 году и существовал до 1839 года, когда он сгорел и был закрыт. Завод выпускал фарфор — вазы, чайную и столовую посуду и другие изделия — очень хорошего качества в модном для того времени стиле ампир.

    Однако в живописном отношении на заводе был выработан свой стиль. Изделия завода расписывались, как правило, букетами цветов, причем букетами очень плотными по количеству цветов, насыщенными, весьма хорошо скомпонованными. Колорит росписи батенинского фарфора особый, мягкий, не встречающийся более нигде. Для фарфора этого завода характерна и позолота больших плоскостей, причем позолота очень мягкая, не бьющая в глаза, в чем сказывается хороший вкус художника.

    Именно в таком духе сделаны чайник и кувшин. Корпус чайника и красивого по форме кувшина покрыт золотом и цветочной росписью. Особенно примечательна живопись кувшина. По его низу, обходя все тулово широким фризом, стелется неповторимый по богатству, насыщенности и красоте натюрморт, состоящий из трав, фруктов, цветов, ягод, птиц. В центре фриза размещена обнаженная детская фигурка.

    Очень хороша батенинская ваза-плетенка с изящно изогнутыми ручками. Но среди этого богатства золота и цветов неожиданно красиво смотрится простая чайная чашка с блюдцем, вся роспись которых состоит из легкой голубой сеточки, подчеркивающей белизну фарфора.

    Второй Петербургский частный завод был основан в 1835 году купцом М.С. Корниловым с братьями. Предприятие было очень хорошо технически оснащено, лучше многих других заводов России, включая и Императорский. На заводе работали лучшие мастера, приглашенные Корниловым с других заводов.

    Одновременно владельцами предприятия обращалось достаточно большое внимание на художественную отделку изделий, для чего эскизы украшений фарфора заказывались лучшим художникам своего времени. Но поскольку эти художники были далеки от настоящего понимания специфики декоративной керамической живописи, изделия завода Корниловых порой отличает недостаточно хороший художественный вкус. Однако, невзирая на это, за свои высокие технические качества фарфор завода получил мировую известность.

    Примером изделий не очень высоких художественных достоинств может служить чайный сервиз довольно сложной, вычурной формы. Здесь есть всё: и ломаные формы предметов, и «корявые», имитирующие сплетенные из ветвей и сучьев ручки, донца, верхние края, окрашенные коричневой краской. Эти детали смотрятся инородными рядом с легкой, прозрачной и довольно красивой цветочной росписью самих изделий.

    Выпускались заводом и рельефные, сложной барочной формы подсвечники. Расписаны они богато, с применением золота и кобальта. Но обращает на себя внимание очень простой по форме и росписи большой столовый заказной сервиз, выполненный для ростовских дворян Леонтьевых. Сервиз, который экспонируется далеко не полностью, состоит из двух громадных блюд овальной и круглой формы, соусницы и множества тарелок самых разных размеров и назначений. Изделия полностью оставлены белыми, вся их роспись заключается в легком золотом ободке и многоцветном фамильном гербе Леонтьевых, который присутствует на каждом предмете.

    В 30 километрах от завода Гарднера, в селе Горбунове, в 1806 году был основан завод К. Милли, который в 1811 году приобрел купец А.Г. Попов. Фарфоровый завод Попова славился в России своими изделиями наряду с заводом Гарднера. Был закрыт в 1875 году.

    На предприятии Попова очень высоко была поставлена художественная сторона производства. Завод выпускал яркие и выразительные художественные изделия: посуду, вазы, статуэтки. Палитра красок живописцев отличалась насыщенностью и красотой тонов, роспись производилась крупными декоративными пятнами, выразительно по рисунку, сочно по цвету. Досконально изучив вкусы русского покупателя, Попов сумел создать художественные изделия, отвечающие характеру национального русского искусства вообще, отчего этот фарфор особенно ценился покупателями.

    В экспозиции привлекают внимание ампирные по форме чайники, чашки, тарелки с пейзажной росписью. Особенно интересны по форме розовые чашки с блюдцем, выполненные в виде раковин, и вишневый по цвету, очень пластичный по конфигурации кувшин. Из изделий попроще примечателен чайный сервиз, расписанный легкими гирляндами нежно-зеленых листьев. Завод считался в то время непревзойденным по мастерству исполнения статуэток, их выразительности и разнообразию. Скульптурные миниатюры отличались большим вкусом, тонким техническим исполнением.

    Из произведений, представленных в экспозиции, особенно примечательны статуэтки бытового характера: «Мужик с балалайкой», «Охотник», «Крестьянин с ягненком» и филигранно выполненные скульптурки анималистического характера.

    Небольшим количеством изделий различного художественного достоинства представлены в экспозиции другие крупные частные заводы России: А.Т. Сафронова, А.Я. Ауэрбаха, И.Е. Кузнецова на Волхове, М.С. Кузнецова в Дулеве.

    Крестьянин А.Т. Сафронов основал свой завод в 1830 году в деревне Короткой Богородского уезда Московской губернии. Предприятие существовало до середины XIX века. На нем выпускался фарфор различного уровня — от весьма посредственного до самого высокого художественного качества, не уступавшего лучшим изделиям заводов Гарднера и Попова.

    B экспозиции представлены чайные чашки, блюдца, чайники классической формы, поражающие красотой живописной отделки. Роспись их пейзажная, очень тонкая, яркая по цвету. В украшении изделий применяется довольно много золота, причем не сплошными заливками, как, скажем, в изделиях завода С. Батенина, а отдельными широкими лентами на ручках и носиках чайников и в виде концентрических кругов на шейках, на кромках снаружи и внутри предметов, что было особенно трудно исполнять технически.

    Завод А.Я. Ауэрбаха был основан в 1809 году в Тверской губернии. На нем выпускался фаянс. Изделия предприятия были очень разнообразны по назначению и сложны по форме.

    Роспись их была довольно скромной — одноцветной, исполненной от руки, но легко и свободно. Чаще же изделия украшались скромным печатным рисунком.

    В витрине имеется несколько изделий завода Ауэрбаха: громадное овальное, с заостренными концами блюдо для заливной рыбы, соусники сложной формы слегка желтоватого, приятного для глаза оттенка. Из белого фаянса изготовлена круглая масленка с крышкой, которая украшена синей травной гирляндой, написанной от руки.

    Завод И.Е. Кузнецова, основанный близ станции Волхов в Новгородском уезде в 1878 году, выпускал фарфор и фаянс.

    Техническое качество изделий было очень высоким, о чем говорят и экспонируемые вещи. В частности, высокая кружка с крышкой и блюдцем выполнены из такого тонкого фарфора, что на просвет он кажется полупрозрачным. Оригинальна и раскраска этих изделий, они не белые, а цветные: розовый цвет внизу постепенно переходит в голубой вверху, а на этом фоне расположена легкая цветочная роспись с минимальным применением золота.

    Очень хороша по своим техническим качествам и белая фаянсовая супница с фигурными барочными ручками.

    Одним из самых крупных фарфоровых предприятий России был завод М.С. Кузнецова в Дулеве. Он был основан дедом М.С. Кузнецова крестьянином Т.Я. Кузнецовым в 1832 году. В 1889 году было учреждено «Товарищество М.С. Кузнецова», которому принадлежало несколько заводов: завод в Дулеве, бывший завод Сафронова, бывший завод Ауэрбаха, завод в селе Песочное Калужской губернии, завод в деревне Песочное Ярославской губернии.

    Кузнецовский фарфор и фаянс были для того времени высокого технического качества, но художественные достоинства, особенно массовой продукции, были низкие. В основном изделия украшались печатным рисунком, в выборе сюжетов Кузнецов ориентировался на мещанские вкусы широкой публики.

    В экспозиции показано несколько изделий самого разного назначения. Особенно привлекают разнообразием форм чайные чашки превосходного фарфора и большое фаянсовое блюдо с надписью «Хлеб—соль». Блюдо украшено рельефным раскрашенным орнаментом, выполненным в модном для того времени псевдорусском стиле.

    Единичными, но по-своему интересными изделиями представлены заводы В.Н. Сипягина и Н.С. Кудинова. Особенно интересна своей необычной формой кружка в виде головы турка, выполненная на заводе Кудинова.

    В XIX веке в Московском уезде существовали десятки мелких фарфоровых заводов. Количество рабочих на них составляло иногда 4—6 человек, но и они своими произведениями оставили заметный след в искусстве русского фарфора.

    Завод братьев Новых был основан в начале XIX столетия в деревне Кузяево Богородского уезда (в 1845 году на заводе работало 15 человек). Завод выделывал фарфор и фаянс, посуду и статуэтки. На весьма высоком техническом уровне стояло производство посуды, о чем говорит и представленный в экспозиции чайный сервиз. По своей форме он очень близок к сервизу Сафроновского завода. Роспись его, в отличие от последнего, — цветочная, но здесь также в большом количестве применено золото. Экспонируются и фаянсовые изделия — блюдо и ваза, украшенные печатным рисунком.

    В дальнейшем этим заводом владел Я.Г. Храпунов, который выпускал изделия среднего качества. Экспонируется довольно много изделий Храпунова самого различного назначения, форм, раскраски. Здесь же показан чайный сервиз, довольно близкий по своим формам сервизу Новых, но с оригинальной цветочной росписью.

    Многообразием форм, свежестью и многоцветием росписи привлекает внимание большая группа фарфоровых изделий крестьянских заводов: П.Т Фомина (основан в начале XIX столетия в деревне Кузяево Богородскою уезда), братьев Барминых (основан в первой четверти XIX века в дер. Фрязево Богородского уезда), братьев Гулиных (основан в 30-х годах XIX века там же, в деревне Фрязево), братьев Тереховых и А.Л. Киселева (основан в конце 20-х годов крестьянами Ф.Н. и П.Н. Тереховыми в деревне Речицы Бронницкого уезда и преобразованный после присоединения к ним в 1832—1833 годах крестьянина А.Л. Киселева).

    Завод этот примечателен тем, что стараниями талантливого керамиста, изобретателя и организатора Киселева был самым крупным среди русских заводов до третьей четверти XIX века. По техническому качеству фарфора завод стоял на уровне с лучшими заводами того времени — Гарднера и Попова, по разнообразию же ассортимента даже превосходил их.

    И, наконец, отдельную небольшую группу экспонатов составляют изделия неизвестных крестьянских заводов Гжельского керамического района.

    Здесь, близ села Гжели, что находится в 60 километрах от Москвы, издавна существовало обширное майоликовое производство, развивавшееся примерно в 30 селах и деревнях. С начала XIX века гжельские заводы перешли на выпуск фаянса, а затем и фарфора. Однако раскраска фарфоровых изделий производилась в прежнем народном стиле, близком к лубку, — ярко, свободно. Ассортимент выпускаемых изделий был обширен. Это была посуда — тарелки, чайники, штофы, привлекающие своими мажорными красками. Но особенно интересны небольшие статуэтки, изображающие народные характерные типы — дворника, дудочника и другие, покрытые легкой прозрачной росписью.

    Произведения гжельских керамических предприятий — их форма, живопись, весь стиль — свидетельствуют о глубоких и прочных традициях, нашедших затем свое продолжение в керамическом производстве нашего времени.

    Далее можно увидеть коллекцию шитья бисером, изделия из которого имеют декоративно-прикладной характер. Пик широкого применения бисера в быту, развития этого искусства приходится на XVIII—XIX века, сейчас, можно сказать, оно отошло в область истории. Коллекция насчитывает более ста единиц хранения. В основу ее легли вещи, подаренные еще в конце XIX века «Музею церковных древностей» А.А. Титовым и А.Л. Кекиным. В начале прошлого столетия значительное количество бисерного шитья музей закупил у торговцев антикварными вещами. Несколько интересных изделий было приобретено музеем у жителей Ростова в последние годы.

    Первоначальное значение слова «бисер» — жемчуг. В таком смысле это слово употреблялось в Древней Руси, очень широко применявшей жемчужное шитье в одежде. Предшественниками собственно бисера были крупные стеклянные бусы, известные с глубокой древности. Технология производства мелкого бисера была разработана в Византии, а через нее секреты его изготовления были освоены в Венеции, и до конца XVIII столетия, благодаря своему высокому качеству, венецианский бисер господствовал безраздельно.

    В XVIII веке в России потребление бисера достигает значительных размеров. За неимением русского производства бисер на крупные суммы ввозился из-за границы. В 1752 году М.В. Ломоносову удалось получить на устройство и оборудование мастерской землю и деньги для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру и стеклярусу, чего еще поныне не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Фабрика Ломоносова просуществовала недолгое время, после его смерти в 1765 году закрылась. Поэтому сколько-нибудь значительного производства бисера в России так и не было достигнуто. Возникшее в нескольких местах кустарное производство могло дать только немногие сорта крупного бисера. Таким образом, почти все бисерные работы XVIII—XIX веков, хранящиеся в музее, выполнены из привозного материала.

    Изделия из бисера, исходя из назначения предметов, можно подразделить на несколько групп. К первой, наиболее ранней по своему возникновению относятся предметы народной одежды: отделанные бисером сарафаны, рубахи, кики, кокошники, пояса, бытовавшие среди населения России с глубокой древности. Примером этому могут служить женские головные уборы. Вторая группа — это предметы церковного обихода, главным образом иконки, оклады икон, покровцы. Третья группа — вещи бытового и декоративного характера, в том числе картины и панно.

    Техника шитья бисером разнообразна. До появления канвы рисунок наносился прямо на ткань: ее переплетения заменяли канву. Следуя рисунку, мастерицы или нашивали бисер поштучно, или нанизывали его на нитку, которую прикрепляли затем к ткани по контуру рисунка. Основой чаще всего служил холст, но нередки случаи шитья бисером по тюлю, шелку, бархату, и даже по коже и бересте.

    На вышивках первой половины XVIII века бисер не являлся самостоятельным материалом: он лишь дополнял шитье шелком и золотом. Но во второй половине века появляются и сплошные бисерные вышивки, где бисер уже выступает как самостоятельный материал. В коллекции концом XVIII столетия датируется несколько вещей: поручи (деталь церковного одеяния) и небольшое панно, на котором на фоне голубого неба изображен замок у берега реки. Пейзаж заключен в многоцветную декоративную рамочку, шитую желтым, красным, синим бисером.

    Расцвет бисерного искусства в России приходится на первую половину XIX века, когда увлечение им охватывает всю Европу. Яркие, немеркнущие тона, доступная техника выполнения привлекали мастериц самых разных слоев населения.

    Сюжеты бисерных вышивок очень разнообразны. На изделиях эпохи сентиментализма начала XIX века, среди цветов, видны эмблемы любви, дружбы, целующиеся голуби, пронзенные сердца. Героическое настроение, вызванное победой русского оружия в Отечественной войне 1812 года, отражается в бисере в виде вышитых военных атрибутов. В 30—40-х годах XIX века сентиментальные сюжеты сменяются романтическими: изобилуют изображения рыцарей, готических замков. Очень распространенным сюжетом являются также охотничьи сцены. На 30—40-е годы падает время наибольшего увлечения бисером. Перечень предметов, которые вышивались, вязались и низались бисером, охватывает чуть ли не весь туалетный и хозяйственный инвентарь. Различного вида сумочки, кошельки, бумажники, чубуки, мундштуки, чернильницы, записные книжки, столовые ножи, вилки — все украшалось бисером.

    Способ работы, величина и сорт употребляемого бисера, подбор цветов, характер орнамента — все это придает бисерным изделиям каждого времени свои отличительные черты. Так, например, в конце XVIII — начале XIX веков излюбленным фоном был опаловый, опалово-перламутровый. Характерным орнаментом этого времени являются цветы, по форме и краскам близкие к натуральным — яркие красочные гирлянды и букеты иногда с бабочками и птицами. В 30-х года XIX века входит в моду голубой фон. На нем вышивают цветы, собак, пейзажи, даже жанровые сцены. В 40-х годах бытуют вышивки однотонные, серые или коричневые, с изображением скульптурного орнамента и даже скульптуры.

    В особую группу можно выделить церковный бисер. По материалу и технике исполнения работ он очень отличается от светских изделий. Бисер применен здесь как материал, заменяющий жемчуг, и иногда в сочетании с цветными камнями. Вышивки делались по парче, бархату, фольге или по шнуру, уложенному узором.

    К 90-м годам XIX столетия искусство бисерного рукоделия постепенно угасает и сохраняется только в женских монастырях, где занятие им имеет характер ремесла.

    И, наконец, в открытых фондах можно еще ознакомиться с самым, пожалуй, древним и традиционным промыслом — керамикой. На протяжении длительного времени народными мастерами были выработаны определенные приемы обработки материала, определенные сюжеты и мотивы художественного украшения своих изделий. В результате этого бытовые керамические предметы, предназначенные удовлетворять чисто практические нужды, приобретали совершенно новые эстетические качества, они становились произведениями искусства.

    В XIX — начале XX веков керамический промысел успешно развивался на обширной территории Ростовского уезда, но постепенно этот район сократился, и к 20-м годам прошлого века выработкой керамики занимались лишь в Карашской волости.

    Центром производства красноглиняной посуды в Ростовском уезде была деревня Лаврово, где тринадцать семей гончаров — Балашовы, Лебедевы, Шелиховы и другие, — вырабатывали обычную гончарную посуду, привлекающую к себе своей добротностью и красотой. Карашские гончары не были художниками-профессионалами, но они обладали врожденным чувством прекрасного, художественным чутьем и вкусом. Они прекрасно понимали, что подлинная красота кроется не в вычурности и богатстве декорировки предмета, а в удобстве и полезности его. Только тогда вещь подлинно красива, когда форма ее отвечает назначению, а все ее части соразмерны.

    Таковы два изделия карашских гончаров: оригинальная по форме курильница для пчел и большая овальная гусятница, легко и свободно, в чисто народном стиле расписанная. Здесь всё: назначение, форма, материал и цвет — естественно дополняет друг друга и составляет одно органическое художественное целое.

    В 20-е годы прошлого столетия наряду с обычной гончарной посудой карашские керамисты стали выпускать сосуды фигурные. Первым и лучшим мастером, освоившим это производство, был талантливый гончар М.С. Балашов. Его произведения отличаются богатством и смелостью лепки самых неожиданных декоративных элементов, красотой и многообразием форм предметов. В этом он очень близок к произведениям скопинских мастеров (с 60-х годов XIX столетия в городе Скопине Рязанской губернии стали выпускать скульптурную гончарную посуду, получившую международную популярность). Творчество Балашова, несомненно, складывалось под воздействием изделий скопинских мастеров, однако этот мастер был вполне самобытен и неповторим.

    В витринах показаны кувшины и квасники Балашова, сделанные в форме бочонков на ножках. Оригинально завершение сосуда с коричневой перламутровой поливой: горлышко его вылеплено в виде туловища мужика с балалайкой в руках. Крышка сосуда — не что иное, как шляпа мужика. Тулово квасника с зеленой поливой испещрено геометрическим орнаментом, очень близким по стилю к резному орнаменту на деревянных бытовых предметах.

    Оригинальны четырехугольные сосуды Балашова. Они богато украшены рельефным орнаментом, среди которого легко читаются как центры декоративных композиций пятиконечная звезда с серпом и молотом. Выполнены эти сосуды в 20-е годы.

    Еще один четырехгранный квасник Балашова интересен тем, что он стоит на четырех подставках по углам, вылепленных в виде круглых скульптурных головок. Грани сосуда украшены рельефным силуэтом речного рака. Носик сделан в виде головы петуха с открытым клювом, гребень которого клюет сидящий сверху ястреб.

    Рельефное изображение речного рака мы видим и на кваснике овальной формы. Его верх чрезвычайно сложен. Горлышко сделано в виде мужика с балалайкой — известный уже мотив, а ручка и носик перевиты змеями, головы которых лежат на плечах мужика.

    Здесь можно увидеть и сосуды Балашова, сделанные в форме колеса (излюбленная форма скопинских гончаров). Их тулова покрыты прекрасным рельефным орнаментом.

    Помимо посуды в экспозиции представлены и другие изделия карашских гончаров, в частности детские свистульки в виде рыб и коньков.

    Совершенно оригинальны кувшины, выполненные из чернолощеной керамики. Техника их изготовления заключалась в том, что перед обжигом поверхность сосудов полировалась — лощилась, а обжиг производился в коптящем пламени, отчего готовые изделия получались черными, с металлическим переливающимся блеском. Эти кувшины отличаются совершенными, можно сказать, классическими формами необыкновенной красоты, прекрасными пропорциями и линиями силуэта.

    Далее: Финифть
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос