Собрание древнерусской
живописи. Восьмой зал
Восьмой зал
В этом зале экспонируются иконы XVII—XIX веков, свидетельствующие о закате иконописного искусства. Из икон уходит свет, тот внутренний свет, который озарял лики на древних иконах, исчезают золотые или охряные фона, тоже некогда символизировавшие свет.
А вместе со светом из икон уходит и цвет, исчезают чистые, прозрачные краски. Лики и руки пишутся теперь темными, почти черными, глухими красками, высветления на них наносятся не охрами, а чистыми белилами или ядовитыми желтыми красками.
Из радостного и праздничного, как это было в древности, колорит, а вместе с тем и весь строй иконы становится мрачным, тяжелым. Фона пишутся темными зелеными, синими красками, фигуры на иконах зачастую рисуются укороченными, большеголовыми (иконы «Петр, царевич Ордынский», «Леонтий Ростовский и Исайя Ростовский», «Димитрий Ростовский»).
В письме ликов заметны попытки светотеневой моделировки формы, начало чему было положено еще в конце XVII века знаменитым изографом Оружейной палаты Симоном Ушаковым.
Но в провинциальном исполнении, что мы видим на выставленных иконах, эти попытки оказались примитивными, ремесленными. Подчиняясь веяниям нового времени, в иконы вводятся элементы реалистического пейзажа, а это абсолютно не свойственно иконописи, как искусству символическому, духовному; икона начинает приближаться к картине, что противоречит самому духу, смыслу и назначению иконы.
Иконописание в эти столетия было поставлено на поток, на удовлетворение массового спроса потребителя, переходя из сферы искусства в ремесло.
Одновременно в церковной живописи существовало и другое направление, опиравшееся на технические приемы и достижения реалистического искусства. Лики и руки на образах пишутся с тщательной светотеневой моделировкой, хотя они, как правило, остаются маложивописными и бесконечно далекими от лучших образцов светской живописи того времени.
Это уже не икона, но еще и не картина. Фигуры на них пишутся плоскостно, без воздуха и пространства, в ущерб психологической характеристике художники основное внимание уделяют чисто внешним украшательским элементам («Димитрий Ростовский»).
Иконописное искусство, таким образом, в XVIII— XIX веках уступает место искусству светскому, произведения которого экспонируются в следующих залах.
Далее: Живопись XVIII - начала XX веков