Собрание древнерусской

живописи. Седьмой зал

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Музей-заповедник Ростовский Кремль
  • Седьмой зал

    В этом зале размещен целый ряд икон второй половины XVII столетия, полностью, по всем своим качествам соответствующим тем изменениям, которые произошли в русской живописи. Произведения довольно разнообразны по сюжетам, сложны по композициям, в них ведется обстоятельное повествование (средствами живописи) о различных событиях.

    Очень многословна икона «Авраамий Ростовский в житии». Она большая, в среднике ее на зеленом фоне изображены крупные фигуры двух старцев (второй — Иоанн Богослов), а вокруг размещены 24 клейма, где подробно иллюстрируется житие Авраамия.

    Огромные иконы из местного ряда иконостаса деревянной церкви Иоанна Богослова на Ишне занимают целую стену седьмого зала. Здесь можно увидеть «Спаса на троне», «Богоматерь Одигитрию», «Николая Чудотворца», «Георгия Победоносца», «Пророка Илью», наконец, обнаженного «Благоразумного разбойника». Фигуры на иконах ростовые, они поражают своими размерами, мощью, монументальным размахом письма.

    Замечательно изображены на иконах лики, руки — очень мягко, в сдержанной, несколько суровой цветовой гамме. Виртуозно, тончайшей белильной линией прописаны волосы, бороды, что придает изображениям излишнюю сухость. Одежды написаны яркими красками, что в сочетании с серебристым орнаментом на них и моделировкой форм широкими золотыми линиями сообщает колориту этих произведений некоторую декоративность излишнюю пестроту.

    Здесь же экспонируется еще одно замечательное произведение лицевого шитья — плащаница 1661 года, вклад в Успенский собор Д.А. и Г.Д. Строгановых. На ней также изображена сцена оплакивания Христа, но, в отличие от плащаницы Варлаама, она несколько иного композиционного и колористического порядка.

    Композиция ее очень уравновешена, ритмично расположенные фигуры вписаны в прямоугольник плащаницы легко и свободно.

    Пропорции фигур анатомически идеальные. Колорит строится на контрасте: темно-красный фон, такого же цвета волосы Христа и Иоанна, золотистые тона одежды.

    Все одежды шиты «золотной» нитью «в прикреп», иначе: нитью, лежащей на поверхности и крепящейся к основе шелками различного цвета и многообразными швами.

    Эти шелка придают золоту богатые оттенки.

    Тело Христа и лица остальных персонажей исполнены швом «по форме» с графической передачей темной нитью черт лиц и мускулатуры тела.

    По углам плащаницы размещены символы четырех евангелистов, а по всем четырем сторонам вышиты вязью, как красивый декоративный орнамент, текст молитвы и вкладная надпись.

    Далее: Собрание древнерусской живописи. Восьмой зал
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос