Собрание древнерусской

живописи. Пятый зал

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Музей-заповедник Ростовский Кремль
  • Пятый зал

    Как произведения древнерусской живописи самого высокого художественного достоинства большой интерес вызывают иконы поясного деисусного чина из села Гуменец, существовавшего некогда недалеко от Ростова. Эти произведения поступили в музей в 1941 году. В 1967 году были отреставрированы три из них: «Спас», «Богоматерь» и «Григорий Богослов», а в 1971—1972 годах еще несколько: «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст», «Николай Чудотворец», «Леонтий Ростовский». Значительно позже из реставрации поступили еще две иконы: «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил». Столь недавнее раскрытие икон чина не позволило еще специалистам провести всестороннее его изучение, поэтому он вызывает самые разноречивые мнения относительно датировки и происхождения. Деисусный чин датируется и второй четвертью XV века, и началом XVI века, его создание приписывается и местным, и московским мастерам.

    Деисусный чин находился в Покровской церкви, построенной в 1809 году на месте деревянной, из которой он был перенесен в новый каменный храм. На каждой доске, над головами святых процарапаны большие полукружия с «плечиками», указывающими на то, что их приспосабливали к новому иконостасу барочного характера. По этому признаку, а также по стилевым особенностям и размерам доски к гуменецкому чину с полным основанием следует отнести икону «Афанасий Великий», поступившую в музей в 1926 году из часовни деревни Ломы, которая стояла близ Гуменца и входила в его приход.

    «Афанасий Великий» упоминается и в описи церкви 1919 года. Судя по ней, в главном иконостасе храма уже нет ни одного из названных произведений. Живопись их, видимо, сильно почернела, местами осыпалась, и доски были заменены новыми. Но в приделе Дмитрия Солунского, как свидетельствует опись, еще висели пять икон из древнего чина: «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Григорий Богослов», «Василий Великий», «Афанасий Великий».

    Название свое село Гуменец получило потому, «...что тут — как пишет А.А. Титов в своей книге «Ростовский уезд Ярославской губернии» — были некогда архиерейские гумна и житницы». И это, похоже, соответствует истине. В XIV—XVI веках земли, где находилось село, принадлежали князьям Голениным — одной из боковых ветвей удельных ростовских князей. Один из них, бывший великокняжеский наместник в Ростове, князь Иван Васильевич Голенин Большой ушел в монастырь, а позже стал архиепископом ростовским Тихоном. В архиепископы Тихон был рукоположен 15 января 1489 года из архимандритов Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. В 1503 году по болезни он оставил епархию и удалился в Борисоглебский монастырь в Борисоглебском под Ростовом.

    Для сельской церкви обладание таким прекрасным деисусным чином, известной уже нам иконой «Богоматерь Одигитрия» (и другими иконами подобного же художественного достоинства), было большой редкостью и, в силу их громадной ценности, большой роскошью. Здесь не обошлось без содействия такого влиятельного лица, как архиепископ Тихон, который стремился украсить церковь своей вотчины. Не случаен и состав чина. В нем присутствуют изображения известных деятелей православной церкви: архиепископа Кесарийского Василия Великого, архиепископа Александрийского Афанасия Великого, архиепископа Сасимского Григория Богослова, архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, архиепископа Мирликийского Николая Чудотворца и легендарного архиепископа Ростовского Леонтия. В этом тоже чувствуется рука Тихона как архиепископа.

    Заказ на изготовление деисусного чина исходил, несомненно, от Тихона и, скорее всего, в первые же годы его рукоположения в архиепископы. На то, что деисусный чин был создан в конце XV века, указывают и некоторые стилевые особенности живописи и существующие аналогии, в частности близость гуменецких икон к некоторым московским и кирилло-белозерским, написанным в конце XV века.

    Архиепископ Тихон, по словам А.А. Титова, пользовался расположением князя Ивана Васильевича III, участвовал в избрании московского митрополита Зосимы, имел свое обширное подворье в Москве, на Дорогомилове. Он принадлежал к высшей иерархии русской церкви, имел немалый вес в обществе. Поэтому Тихон мог дать заказ на исполнение деисусного чина не местным, доморощенным мастерам, а московским, великокняжеским.

    При внимательном изучении икон деисусного чина выясняется, что над ним работали пять-шесть мастеров. Такого количества первоклассных живописцев в Ростове одновременно быть не могло. Даже в лучшие времена в Ростове было по одному-два хороших живописца, не более. Да и весь художественный строй икон указывает на то, что их писали московские мастера, прекрасно усвоившие творческие приемы живописи Москвы послерублевского времени. Особенно ясно это заметно по трем центральным иконам деисуса.

    Обычно наиболее ответственную часть заказа исполнял лучший мастер артели. Он, как правило, был и главой артели, и наиболее опытным, а следовательно, и пожилым, достигшим вершины своего профессионального мастерства. Таким, видимо, и можно считать мастера, исполнившего иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». Он начинал свой путь живописца тогда, когда свежо было еще дыхание рублевского искусства, а первые усвоенные живописные приемы и трактовка образов остаются живучи и устойчивы на протяжении всего творческого пути мастера.

    Его «Спас», исполненный духовной силы и доброты, очень похож на «Спаса Звенигородского» Андрея Рублева. Может быть, только чуть суше письмо да суровее образ. Гуменецкий «Спас» очень близок и «Спасу» второй четверти XV века из Государственной Третьяковской галереи, которого известный исследователь древнерусского искусства В.Н. Лазарев приписывает кисти «последователя Рублева».

    Все иконы деисусного чина исполнены по единому замыслу, видимо, главы артели. Размеры фигур определены форматом досок, принцип их расположения на изобразительной плоскости общий (наклон головы, линия плеч); фигуры предельно лаконичны и монументальны. Едино и колористическое решение икон. Фон их прописан одинаково — жидкой охрой, позволяющей проследить даже движение кисти, одинаковы золотые нимбы, синие, черные, киноварные, охристые краски.

    Но в деталях иконы сильно отличаются друг от друга. Индивидуальность художников проявилась в различном рисунке глаз, волос, в разной системе наложения белильных оживок, в цвете санкиря — в одном случае красноватого, в другом зеленоватого, в различном цвете опушки икон, диаметре и толщине обводки нимбов.

    В этих различиях проявляется и неодинаковый уровень профессионального мастерства авторов деисусного чина, но он настолько высок, что позволяет отнести гуменецкие иконы к одним из лучших среди дошедших до нас с тех далеких времен.

    В этом же зале располагается и очень редкая по сюжету икона «Богоматерь Неопалимая купина».

    Она чрезвычайно сложна по символике: фигура Богоматери с младенцем заключена в ярко-зеленый ромб с «силами» небесными, от ромба отходят четыре треугольных киноварных луча с символами евангелистов, по углам расположены маленькие композиции, на которых изображены видения пророков Моисея, Иесея, Иакова и Иезекииля. В живопись введены многочисленные надписи, играющие здесь и роль орнамента.

    По цвету доска очень яркая, изобилующая насыщенными темно-синими, зелеными, красными красками. Лик же Богоматери написан удивительно мягко и нежно: зеленоватый санкирь, красноватое охрение, легкая подрумянка, почти неосязаемая плавь — очень напоминает живопись лица Богоматери на выносном образе из второго зала.

    «Неопалимая купина» датируется концом XVI — началом XVII столетия. Письмо икон становится суше, как мы успели убедиться на некоторых примерах, измельченнее, в моделировке лиц художники постепенно приближаются к светотеневой лепке форм. Это же произведение написано еще в старых иконописных традициях, что позволяет отнести его все же ближе к XVI, нежели к XVII веку.

    Далее: Собрание древнерусской живописи. Шестой зал
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос