Собрание древнерусской

живописи. Третий зал

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Музей-заповедник Ростовский Кремль
  • Советуем копии брендовой одежды от магазина Диистиль
  • Третий зал

    В третьем зале экспонируются несколько разных по сюжетам икон XVI века. Они находились когда-то в иконостасах разных церквей и занимали в них различные места. Как известно, иконостасы воздвигались многоярусные, каждый ряд имел свое название, и размещались в них строго определенные иконы. Икона «Благоразумный разбойник» (вторая половина XVI века), чрезвычайно редкая по сюжету, являлась не чем иным, как дверью в жертвенник алтаря.

    По церковным канонам алтарь символизировал собой рай, а упомянутый разбойник, по евангельским легендам, был первым, кого Христос принял в рай. Принят же он был за то, что, будучи распят рядом с Христом, он еще на кресте уверовал в него, «сына божия», в отличие от другого разбойника, «неблагоразумного», распятого по другую сторону от Христа и насмехавшегося над ним.

    Сюжет этого произведения действительно необычен: мы привыкли видеть на фресках и иконах персонажей, одетых в самые разнообразные богатые церковные облачения, а здесь изображен полуобнаженный (на нем только белые порты) человек с хорошо прорисованными мышцами тела. На плече разбойник держит крест, непременный атрибут, с которым он всегда изображается.

    В центре второго снизу (в иконостасе) деисусного чина располагалась некогда икона «Спас в силах» середины XVI века, на которой изображена одна монументальная фигура Спаса Вседержителя, восседающего на троне.

    Живопись и резьба по дереву в древнерусском искусстве всегда дополняли друг друга. Это видно по нескольким прекрасным царским вратам XVI века. Они различны по технике исполнения, но каждые по-своему интересны и неповторимы.

    Роспись одних из них построена на сближенных зеленых и коричневых тонах. Сюжет письма врат традиционен: на створках вверху изображено благовещение, а ниже — четыре евангелиста с их символами. На столбцах размещены очень вытянутые по пропорциям фигуры святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Ниже нарисованы архидиаконы в белых стихарях с курильницами и кадилами в руках.

    Фигуры на столбиках чрезвычайно красочны: святители одеты в богатые по цвету крестчатые фелони, стихари архидиаконов испещрены многочисленными живыми складками. Своим декоративным богатством столбики сильно оживляют живопись врат, делают их колорит богаче.

    Не совсем обычно здесь изображение символов евангелистов: они выделены в самостоятельные композиции и размещены в вытянутых горизонтальных прямоугольниках непосредственно над клеймами с евангелистами Над Иоанном нарисован лев, над Лукой — телец, над Матфеем — ангел, над Марком — орел. И над каждым из них размещены пояснительные надписи, нанесенные скорописью яркой краской: «Евангелист Иоанн Львовым образом», «Евангелист Матфей ангельским образом» и другие.

    Необыкновенной сложностью технического исполнения и красотой отличаются двое резных врат. Одни из них происходят из церкви Вознесения в Ростове, другие были созданы в 1562 году иноком Авраамиева монастыря Исайей для Богоявленского собора. Первоначально они стояли в приделе Авраамия, затем были перенесены в деревянную церковь Иоанна Богослова на Ишне. Церковь строил в конце XVII века монастырь, и врата там были поставлены, видимо, сразу же после окончания строительства. В конце XIX века это уникальное произведение было перенесено в музей, а в храм сделана с него отличная копия.

    Врата Исайи являются верхом искусства глухой резьбы. Две их створки, столбики и сень над ними покрывают тончайшие деревянные кружева орнамента. Великолепно владеет мастер резцом, передавая бесчисленные, сложно переплетающиеся стилизованные ветви, привлекающие нас своим изяществом. Обилие орнамента тем не менее не скрывает общую конструкцию врат, которые смотрятся предельно собранно и монументально. В маленьких пятиглавых киотцах размещены традиционные для подобных сооружений миниатюрные изображения «Благовещения» и четырех евангелистов.

    Другие врата XVI века живописные. Они очень просты по форме: две гладкие створки с полукруглым завершением. Основное их достоинство — живопись, и ей уделено здесь особое внимание.

    В прямоугольных, довольно крупных по размерам ковчегах на левой створке изображены сидящие евангелист Иоанн и его ученик Прохор. Колорит этой композиций построен на контрастах: фигура Иоанна в оливковом одеянии красивым силуэтом рисуется на фоне золотистых горок. Напротив него Прохор в яркой киноварной одежде, нарисованный на черном фоне пещеры.

    Ниже — изображение евангелиста Луки. Прекрасны здесь стены, башни с чешуйчатым покрытием, тонкие сочетания золотистой охры, красных и вишневых цветов в одежде Луки и архитектуре. В верхней части левой сворки изображен архангел Гавриил.

    На правой створке в ковчегах, на фоне архитектурных сооружений, очень разных и по форме, и по цвету, размещены красивые по пропорциям и рисунку фигуры Марии, евангелистов Марка и Матфея.

    Далее: Собрание древнерусской живописи. Четвертый зал
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос