Собрание древнерусской

живописи. Первый зал

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Музей-заповедник Ростовский Кремль
  • Первый зал

    Упомянутая выше древнейшая икона — это двусторонний выносной образ из деревянной церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова. На одной стороне иконы изображены византийские святые Евстафий и Фекла, на другой — «Богоматерь Умиление». Письмо их относится, соответственно, ко второй половине XIII и к концу XIV веков.

    Все внешние признаки — и доска, и сама живопись указывают на очень древнее происхождение иконы. Как известно, Киевская Русь вместе с христианством восприняла от Византии живописные традиции, образы, приемы письма. На русской земле — и очень длительное время — работало много греческих художников, кисти одного из которых, видимо, и принадлежит икона «Евстафий и Фекла». Об этом говорит чисто греческий тип лица Феклы — удлиненный, с мощным подбородком, резко очерченным, чуть крючковатым носом. И манера письма — широко раскрытые глаза с поднятыми кверху зрачками и подчеркнутыми черной линией нижними веками. Такой прием даже для греческого письма был уже несколько устаревшим, архаичным, он применялся еще в раннехристианской живописи. Руку греческого мастера выдает и написание слова «агиос» — святой: оно написано в круге, как это сделано, скажем, в мозаиках киевского Софийского собора и ранних иконах, бесспорно, созданных греческими мастерами. Русскими иконописцами такой графический прием начертания этого слова не применялся.

    На другой стороне иконы — «Богоматерь Умиление». Плохая ее сохранность не позволяет судить о былой красоте и живописности этого образа. Обращает только на себя внимание сильно выраженное движение младенца Христа, припавшего к лику Богоматери.

    Одной из лучших в собрании Ростовского музея считается икона 50—60-х годов XV века «Богоматерь Одигитрия», происходящая из села Гуменец. Она написана на одной небольшой липовой доске с ковчегом. На сильно потертом от времени золотом фоне красивым, лаконичным силуэтом рисуется фигура Богоматери в темно-вишневом мафории. На левой руке ее сидит младенец Христос в желтом хитоне, разделанном тонкими линиями складок и золотым ассистом. Прелесть иконы заключена не только в чистом и ясном силуэте фигур, а и в ее живописном строе. Икона написана всего тремя красками, но как тонко они сгармонированы, с каким тактом и высоким мастерством!

    Плавное по контуру темно-вишневое основное пятно иконы оживляется резкими, острыми по рисунку золотистыми пятнами одеяния младенца, опушки мафория и нарукавника хитона Богоматери, фибул на ее челе и плечах. Эта теплая живописная гамма дополняется двумя пятнами пронзительного голубого цвета чепца Марии и нарукавника хитона. Исполненные на золотом нейтральном фоне, фигуры Богоматери и Христа вызывают особое чувство легкости и гармонии.

    Прекрасно написаны лики младенца, и особенно Богоматери. Тонкая плавь санкиря, охрение и легкая подрумянка, оживляющая образ, настолько неосязаемы, что именно к этому лику Марии хочется отнести известное выражение: «аки дымом писано». Красивы тонкие черты лица Богоматери, ее выразительные глаза, грустные и одновременно требовательные, глядящие на зрителя и даже за его спину, куда-то вдаль.

    Произведения древнерусской живописи в большинстве своем безымянны: творчество средневекового художника не должно было нести печати индивидуальности, даже имя его на своем произведении было несовместимо с нормами той эпохи. К сожалению, нам никогда не удастся узнать и имя великого мастера, автора ростовской иконы «Одигитрия».

    Не совсем обычна по композиции икона «Владимирская Богоматерь со святыми на полях» конца XV — начала XVI века. Обычно на произведениях подобной иконографии изображается только Мария с младенцем, здесь же на полях размещены как самостоятельные маленькие иконы стройные фигуры святых: Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, Никола Чудотворец, московский митрополит Алексей, мученики Федор Стратилат, Татьяна, Анастасия. Вверху миниатюрная композиция Преображения. Слева и справа от нее — в кругах — архангелы Михаил и Гавриил.

    Изображения святых своим ярким многоцветием очень Украшают икону, но основное внимание, конечно, привлекают к себе фигуры Марии и младенца. Светлый образ Богоматери напоминает «Одигитрию», хотя живопись ее лика несколько жестче. В наклоне головы, в плотно сжатых губах и печальном, обращенном в себя взгляде столько любви к сыну и великой скорби, что наяву возникает образ многострадальной русской женщины. Колорит иконы — золотой Фон, яркая киноварь, желтые и зеленые краски, изящные пропорции фигур указывают на то, что ее можно отнести к Кругу московских произведений. Впрочем, в то время, когда писалась икона, Ростов давно уже, как и многие другие земли, входил в состав Московского княжества. Поэтому искусство Москвы как общерусское явление было присуще всем окраинным землям княжества.

    В 1924 году в Ростовский музей поступила икона «Сергий Радонежский и ростовские святые». Она происходит из той же церкви, что и предыдущая (из села Уславцева), написана в одно и то же время и, надо полагать, в одних и тех же краях, на что указывает некоторая близость их пластического и живописного строя.

    На почти квадратной по формату доске изображено четыре ростовских святых: Леонтий Ростовский, Авраамий Ростовский, Исайя Ростовский и Игнатий Ростовский вместе с Сергием Радонежским, который здесь не случаен — он ведь тоже ростовский по происхождению, хотя его церковная и общественная деятельность протекала в Московском княжестве и в иное время. Он как бы продолжатель дела и одновременно завершает собой по времени группу известных христианских деятелей, активно насаждавших религию среди язычников Ростовской земли на заре христианизации края. В центре иконы изображен один из самых неистовых миссионеров, монах Киево-Печерского монастыря Леонтий, убитый за свою деятельность во время восстания язычников в 1071 году.

    Непомерно вытянутые фигуры святых, с сумрачными ликами и пронзительными взглядами, даны во весь рост. По рисунку святые абсолютно статичны и симметричны; в отношении одеяния Игнатия и Исайи можно даже сказать, что это зеркальное отражение одной и той же фигуры. Различия в рисунке рук со свитками Сергия и Авраамия, Евангелие в руках Исайи и Игнатия, нарушающие симметрию, незначительны.

    Симметрична, изысканна икона и по цвету. Ее колорит нарядный, даже праздничный. В фигурах Сергия и Авраамия золотистая охра красиво сочетается с вишневой краской, в одеждах Игнатия и Исайи много белого цвета из светлой охры; ярким декоративным пятном смотрятся их крестчатые фелони. Особо выделена цветом центральная фигура Леонтия. Нежные светло-розовые и светло-зеленые краски как-то обосабливают центральный образ, делают его стержнем всей композиции. Это же подчеркивает и киноварный обрез Евангелия в руке Леонтия — самое яркое пятно в иконе.

    Одежды святых плоскостны, хотя и отделаны тонкими линиями складок. Легкие складки только чуть подчеркивают движение: небольшой изгиб колена Игнатия, отставленные в сторону ступни ног всех пяти фигур.

    Графическая и цветовая симметрия, статичность и плоскостность фигур, их необычные пропорции делают персонажей этой иконы нереальными, существующими вне мира сего: это высшие создания, взирающие с высот на земные дела людей. Эта икона представляет, несомненно, произведение искусства необычайной красоты.

    Одна из древних икон первого зала — «Апостол Андрей Первозванный» — написана в XV веке. Она исполнена на вертикальной, небольшой по размерам доске, которая находилась когда-то в деисусном чине небольшого, судя по ее размерам, иконостаса деревянной церкви.

    Фигура апостола повернута вправо, на нем надеты холодного синего цвета хитон и коричневый гиматий, разделанный красивыми по рисунку складками светлых тонов. В левой руке апостол держит белый свиток. Привлекает внимание мастерски написанный лик апостола, пластичный рисунок головы, длинной вьющейся бороды. На зеленовато-охристом фоне вверху нанесена киноварная надпись: слева от головы апостола «о агиос Андрей Первозванный», справа — «апостол».

    Далее: Собрание древнерусской живописи. Второй зал
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос