Зачем каяться

в одних и тех же грехах

Дата публикации или обновления 15.03.2016
  • К оглавлению: Московская православная газета «Крестовский мост»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • - Надо ли каяться в грехах, если я уверен, что не смогу от них избавиться? Например, раздражение - часто так накатывает, что еле сдерживаюсь. Или осуждение: как начнёшь о ком-нибудь говорить, обязательно осудишь. Чтобы не грешить этим, наверное, надо запереться в келье, а у меня семья, работа, друзья. Какой же смысл называть на исповеди одно и то же?

    Павел


    Отвечает первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде протоиерей Максим Козлов:

    - Если бы после каждой исповеди мы мгновенно избавлялись от всех названных грехов, то скоро стали бы святыми. Увы, в том и состоит проблема, что человек по своей природе склонен к грехам и изменить себя сразу, собственной волей, никому не дано - речь идёт о долгой духовной работе, в которой человеку помогает Сам Господь. Поэтому нужен трезвый подход к себе, без иллюзий, но и без уныния.

    Грехи бывают разные. Иногда человек совершает страшный поступок - например, убийство ребёнка, аборт. Есть немало верующих женщин, которые всю жизнь с болью и стыдом вспоминают о том, что совершили до прихода в Церковь, и твёрдо знают, что никогда больше это не повторят. А есть страстные, греховные привычки, от которых очень трудно избавиться.

    Для одних это раздражение, для других зависть, кто-то страдает приступами лени, кто-то любит в компании казаться остроумным и ради красного словца никого не жалеет. Надо ли каяться в этом? Конечно. Можно ли твёрдо обещать Богу во время исповеди, что тут же станешь другим?

    Гневливый - образцом кротости, жадный - примером щедрости, невоздержанный на язык - скромным молчуном? Если мы не хотим впадать в иллюзии, то давать такие обещания было бы опрометчиво.

    Но ведь можно обещать другое. Можно подходить к исповеди с внутренней установкой: да Господи, признаю свой грех и постараюсь с ним бороться, но сознаю свою немощь, и, если Ты мне не поможешь, то не только завтра, а и через год ничего не изменится, и ещё я сознаю, что этот грех мне чужероден, он не является частью моей сущности, и мириться с ним, привыкать к нему нельзя.

    Поэтому я исповедовал его и буду исповедовать впредь, чтобы в конце концов от него избавиться.


    Газета Крестовский Мост, № 1 (44) январь 2014 года

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100