Зачем человеку разум?

Дата публикации или обновления 26.07.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Из беседы с профессором МДА Алексеем Осиповым на страницах журнала «Фома».


    – Алексей Ильич, позвольте начать с несколько неожиданного вопроса, над которым мы обычно не задумываемся: зачем вообще человеку ум?

    – Ум, прежде всего, и делает человека человеком, в противном случае он был бы ещё одним животным.

    Именно потерей человеком своего умственного достоинства был обусловлен и страшный Божий приговор предпотопному человечеству: «Не может Дух Мой пребывать в этих людях, так как они стали плотью», то есть единственной целью их жизни стало удовлетворение исключительно животных потребностей: получение пищи и наслаждений. (Как всё более актуальным становится это в связи с пропагандируемым сгодня образом жизни!) Не потому ли и великий древнегреческий филjсоф Платон был убежден, что обезяны – это бывшие люди, выродишиеся в результате чисто животного, безумного образа жизни.

    – А положены ли какие то пределы уму: здесь вот остановись, не рассуждай?

    – Да, в религии, как и в науке, эти пределы есть. Если учёный перестанет верить в объективное существование мира и его познаваемость, то он больше ничего не познает. Так и в религии: если человек перестанет верить в существование Бога и возможность Его познания, то ему ничего не откроется в духовной жизни.

    И здесь, и там – скепсис ума: «Остановись!»

    Но есть и другая сторона этого вопроса, не менее важная. Современное состояние научнотехнического развития уже ставит человека перед угрозой самоуничтожения... И всё это происходит по вполне очевидной причине: человек возомнил себя богом, отверг какиелибо пределы деятельности своего ума, и уже не может остановиться. Эта так называемая «свобода» ума от нравственных начал жизни, от Христа, приводит его к самоубийству.

    Как прав был Иван Аксаков, произнеся свои пророческие слова: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством...»

    Христианство утверждает, что нет истины там, где господствует гордость, где нет истинной любви.

    Здесь предел, здесь остановись, ум, иначе погибнешь! Потому преподобный Каллист Катафигиот сказал: «Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть» (в своих горделивых изысканиях – прим.).

    Этот принцип распространяется как на работу ума в научной сфере деятельности, так и в религиозной, духовной.

    – А является ли глупость – грехом?

    – С христианской точки зрения спасение определяется не характером полученных человеком от природы свойств, но тем, насколько праведно он использовал их.

    Поэтому одно дело глупость как природная недалёкость ума, с которой рождается человек, и совсем другое, когда речь идёт о глупости, в которой он сам виноват.

    Среди святых мы знаем и мудрейшего святителя Василия Великого и преподобного Павла, прозванного Препростым. Но совсем другое, когда человек приобретает глупость своей жизнью по страстям, вполне понимая, что он делает. Тогда он уже несёт ответственность за свою глупость.

    Скажем, я сажусь за стол и объедаюсь, понимая, что делаю неправильно, ведь, как говорит пословица, сытое брюхо к учению глухо, а тем более к молитве. От моего обжорства парализуется моя духовная жизнь.

    Глупость я делаю?

    Да.

    Ещё худшая глупость – пьянство.

    И, наверное, самая страшная глупость – полное погружение в «суету житейскую», которая не оставляет мне уже ни минуты задуматься о своей душе, о смысле жизни, о Боге и молитве.

    Суета может настолько оглуплять человека, что он становится неспособным к самому главному – к духовной жизни.

    Это уже в полном смысле слова греховная глупость, потому что человек действительно сам виновен в ней.

    – А какого человека, по-вашему, действительно можно назвать умным?

    – Чем более человек умный и чембольше у него знаний, тем более он скромен. Сократ с его «я знаю, что ничего не знаю» в этом отношении был одним из действительно умных людей... Потому Православие всё время напоминает о смирении как критерии правильного духовного состояния человека, у которого ум открыт, и он видит, что ума то у него маловато. Напротив, первый признак, по которому можно судить о своей глупости, – это быть довольным своим умом.

    У святителя Феофана Затворника есть замечательное высказывание: «Сам дрянь дрянью, а всё твердит: несмь, якоже прочии человецы».

    И, действительно, прав академик Густав Наан, который сказал: «Мало кто знает, как много нужно знать для того, чтобы знать, как мало он знает».

    Анастасия Мухина


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 11 (176) октябрь 2013 г.

    В начало


     
    Rambler's Top100