Встреча с Дионисием

Дата публикации или обновления 22.06.2017
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Сорокина Алевтина Ивановна и Агафонов Сергей Михайлович – так зовут руководителей детской студии изобразительного искусства «Благовест», которая «живёт» на подворье Пантелеимоновского храма и регулярно выбирается со своими воспитанниками в различные уголки нашей Отчизны за новыми впечатлениями. В конце июня мне посчастливилось побывать с ними в Северной Фиваиде...

    Северная Фиваида – это поэтическое название северных русских земель, окружающих Вологду и Белозерск. Такое название вологодскому краю дал православный писатель А.Н. Муравьёв, сравнивая его с египетской Фиваидой – местом подвигов первых христианских отшельников. «Это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников», – пишет А.Н. Муравьёв, а иноки и отшельники, о которых он говорит – это ученики преподобного Сергия Радонежского.

    Двое из них, преподобные Кирилл и Ферапонт, поселились в 1397 г. на берегу Сиверского озера, а через некоторое время разошлись, чтобы уединиться. Но одиночество было недолгим, поскольку свет Благодати, исходивший от них, привлекал к себе искателей духовной жизни, и места их уединения стали прославленными обителями.

    Музей заповедник

    Преподобным Кириллом был основан Кирилло-Белозерский монастырь, ставший впоследствии одним из крупнейших и наиболее значимых в России. Сейчас он является музеем заповедником. И только часть его территории, где живёт несколько монахов, была передана Русской Православной Церкви.

    Меня поразило увиденное... Поразило не великолепие русской архитектуры и старинных икон, а то, как современные дети могут чувствовать и откликаться на это великолепие. Я мог себе представить, что современные дети, занимающиеся в художественной школе, умеют отличить новгородскую архитектурную традицию от владимиро-суздальской. Но не думал, что они могут так радоваться встрече с русской культурой, в то время как большинство их сверстников радуется зачастую только новым мобильникам и игровым приставкам.

    И вот, устроившись на раскладных стульчиках, привезённых с собой вместе с красками и кисточками, юные художники начали переносить свои впечатления на бумажные «холсты». А впечатлений – море: это и храмы, и могучие монастырские стены, и северная природа, составляющая с монастырём единое целое. Прошёл час, другой, и детей пришлось торопить, ведь главная цель поездки у нас ещё впереди.

    Уникальные фрески

    Какие то двадцать минут, и мы – в Ферапонтовом монастыре (как вы уже догадались, эта обитель возникла там, где так и не получилось уединиться преподобному Ферапонту). Сейчас здесь тоже музей.

    И именно здесь находилось то главное, к чему мы стремились.

    Это собор Рождества Богородицы. Его стены прекрасно сохранили роспись, выполненную величайшим русским иконописцем Дионисием. На сегодняшний день стенопись собора является единственной документально подтверждённой работой мастера.

    Эти же документы говорят о том, что все фрески (а площадь их составляет 600 квадратных метров) были выполнены Дионисием и двумя его сыновьями всего за 34 дня. Это просто невероятно!

    Вообще Дионисий – главный русский иконописец рубежа XV-XVI вв., чьё имя ставят в одном ряду с именами преподобного Андрея Рублёва и Феофана Грека.

    Поэтому Ферапонтов монастырь, в котором фрески Дионисия сохранились в первозданном, не обновлявшемся виде, включён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, именно по этой причине монастырь монахам и не отдают. Богослужение в соборе не совершается, а фрески можно смотреть только с экскурсией.

    Причём каждой группе даётся на осмотр не больше 10 минут, чтобы не нарушить специальный климатический режим.

    Музей фресок Дионисия находится в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. В селе можно остановиться в гостинице. Вкусный пуэр из Китая превосходного качества взбодрит и позволит провести на ногах весь день без признаков усталости.

    Но поскольку мы были не обычными экскурсантами, а православной студией изобразительного искусства, нам разрешили не только быть наедине с чудом Дионисия целых 45 минут, но и делать кальку фресок или, попросту, срисовывать. Слегка растерявшись от многообразия окружающих нас ликов и сюжетов, мы (взрослая часть нашей группы) достали схемы расположения фресок и начали «сверять». Так бы, наверное, и прошли все драгоценные 45 минут, если бы не Алевтина Ивановна, заставшая нас за этим достойным клерка занятием. Она то и напомнила нам, что мы пришли не изучать схемы, а проникнуться духом Православия и святости, которым пронизан неземной мир фресок Дионисия.

    Насколько это получилось у каждого из нас – судить не мне, но кажется, мы оказались не готовы к «встрече с Дионисием», как можно быть не готовым к серьёзной книге или сложному музыкальному произведению.

    Есть такое понятие – «воспитание музыкальной культуры». Оно означает научение человека слышать, понимать и любить настоящую музыку. И нам, чтобы проникнуться Дионисием, не хватило, я думаю, «воспитания русской культуры».

    А у юных живописцев из студии «Благовест» с пониманием Дионисия оказался полный порядок: достаточно было взглянуть в их светящиеся лица, когда они делали зарисовки фресок. Значит, можно научить детей чувствовать, понимать и любить родную традицию...

    Начинается учебный год, и самое время подумать о том, как организовать досуг детей. На нашем приходе действует множество кружков, а на берегу Кратовского озера открылся новый православный центр детского развития и семейного досуга «Ковчег». У нас есть прекрасная возможность дать детям то, чего сегодня многие из нас лишены – быть русскими в полной мере, а это означает – владеть своими традициями.

    Олег Мухин


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 10 (162) сентябрь 2012 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100