Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

Дата публикации или обновления 17.07.2016
  • К оглавлению: Газета «Звенигородский колокол»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • На сороковой день по Пасхе Православная Церковь отмечает великий двунадесятый Господский праздник -Вознесение Господне. В этом году праздник приходится на 29 мая (16 мая по старому стилю). Поздравляем прихожан городского Вознесенского собора, а также всех православных горожан с престольным праздником.

    Вознесение Господа нашего Иисуса Христа - это двунадесятый праздник, отмечаемый церковью на сороковой день после Пасхи. Событие, послужившее основой для установления этого праздника, описывается евангелистом Лукой в Евангелии и в книге Деяний Апостольских. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Евангелие от Луки 24 гл., 50-51 ст.). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

    И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» (Книга Деяний святых апостолов 1 гл., 9-10 ст.). При этом ангелы явившиеся в момент Вознесения Господа возвестили апостолам о том, что второе пришествие Христово произойдет таким же образом.

    У евангелиста Марка мы находим: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Евангелие от Марка 16 гл., 19 ст.). Так что же мы празднуем в этот день? Быть может это печальное событие разлуки с воплощенным Сыном Божи-им? Конечно невидимо Он постоянно пребывает рядом с нами по Его обетованию: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея 28:20), но увидеть Его, услышать Его слова, осязать Его мы уже не можем. Так в чем же радость этого события? За ответом на этот вопрос давайте обратимся к святым отцам.

    Вот что говорил о Вознесении Господа один из авторитетнейших отцов Церкви святитель Иоанн Златоуст: «И основание всех этих благ (искупления и примирения с Богом) — настоящий день, когда Христос, взяв начаток нашего естества, вознес его Господу. Как бывает с плодородными нивами, когда некто, взяв немного колосьев, свяжет их в небольшой сноп и принесет его Богу — и тем самым привлечет благословение на все нивы, так поступил и Христос: Своею плотию как начатком низвел Он благословение на весь людской род. Но почему не вознес Он всё наше естество? Потому что не было бы то начатком, если бы Он принес его всё, но начаток бывает тогда, когда некто, принеся мало, через это малое низводит благословение на всё целое. Но, скажут, для на-чатка нужно было бы принести первозданного человека, ведь начатком называется то, что происходит и произрастает первым. Нет, начаток не тогда, когда мы приносим первый плод, незрелый и тощий, а когда приносим зрелый. Так как тот плод был под грехом, то и не был принесен, хотя и был первым; а сей плод свободен от греха и потому принесен, хотя и явился после, ибо это и есть начаток...

    Итак, Христос принес Отцу начаток нашего естества, и Отец обнаружил такое восхищение сим даром, как по достоинству Принесшего, так и по чистоте принесенного, что принял его Своими собственными руками и поместил рядом с Собой, сказав: «седи одесную Мене» (Книга Псалтирь 109 псалом, 1 ст.). Какому естеству сказал Бог: «седи одесную Мене?» — Тому, которому было сказано: «земля еси, и в землю отъидеши» (Книга Бытия 3 гл., 19 ст.). Не довольно ли было для него возвыситься над небесами? Не довлело ли бы встать в один ряд с Ангелами? Не была бы неизреченной и такая честь? Но человеческое естество превзошло Ангелов, миновало Архангелов, взошло выше Херувимов, воздвиглось над Серафимами, прошло подле Начальств и не остановилось, пока не достигло престола Владыки». «Ныне мы, показавшие себя недостойными земли, вознесены на небо. Мы, недостойные земного владычества, возвысились до горнего Царства, взошли выше небес, заняли царский престол. И то самое естество, от которого Херувимы охраняли рай, ныне восседает выше Херувимов».

    Преподобный Феодор Студит говорит: «Сегодня — Вознесение, и сей праздник есть конец и завершение домостроительства спасения Господа нашего Иисуса Христа. Ибо, совершив всё, Он, по воле Отца, «вознесся во славе» (1 Тим.З:16), воскресив нас с Собою и «посадив на небесах» (Послание апостола Павла к Ефесянам 2:6) через Свою святую плоть».

    У святого Епифания Кипрского находим: «Голова есть украшение тела, а украшение праздников — сегодняшний Праздник. Мы прославляем Христово Вознесение с плотию как праздник, являющий исполнение Господских праздников. Чуден и страшен праздник Христова рождения по плоти.

    Второй праздник — Богоявление, в который Христос явлен Божиим Агнцем, вземлющим грех мира. Третий праздник — Пасха, которой падшему Адаму даруется вечная жизнь. Пасха явилась славнейшей предшествовавших праздников, потому что на Пасху Умертвивший смертью смерть даровал мертвым бессмертную жизнь. Но и этот праздник не содержал полноты радости, так как Воскресший пребывал еще на земле... А ныне, в день Вознесения, всё и вся наполнилось радости. Ныне диавол оплакивает свое поражение, взирая на наше тело, восходящее на небо. Ныне Вознесением Иисуса Христа грех развеян, как дым. Ныне диавол сетует, говоря: что делать мне, несчастному? Все, кого я, как быстрокрылый сокол, захватил, отнимаются у меня, и со всех сторон я побежден. Перехитрил меня Сын Марии. Не знал я, что в человеческом теле кроется Бог».

    Пасха, по словам святого Григория Паламы, — это «переход нашего естества во Христе из смерти в жизнь, из тления в нетление. А Вознесение Спасителя — это переход нашего во Христе естества от земли на небо над небесами и на сущий там престол Владыки всяческих». «Утверждая, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — что Христос телесным образом воссел одесную (по правую сторону) Бога и Отца, мы понимаем правую сторону Отца не в пространственном смысле. Ибо как Безграничный может иметь правую сторону, ограниченную местом?

    Правая и левая стороны принадлежат ограниченному. Но под правой стороной Отца мы разумеем славу и честь Божества, в которой Сын Божий как Бог и единосущный с Отцом, воплотившийся в «последок дний», пребывает и телесным образом, так, как и плоть Его участвует в Его славе. Ибо Ему с Его плотию вся тварь воздает единое поклонение».

    Преподобный Иустин (Попович), практически наш с вами современник (ум. 1979 году), вторя древним отцам, говорит: «Соделав в воплощении человеческое естество составной частью Своего Божественного Лица, Господь Иисус Христос пронес его через всю Свою Богочеловеческую жизнь на земле, дабы в завершение окончательно и совершенно возвысить и прославить его Своим Вознесением».

    Мы видим с вами что святые отцы, кто кратко, кто пространно и с обилием аллегорий, но все единогласно признают праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, не просто воспоминанием о событии в земной жизни Спасителя, а важнейшей частью домостроительства Божия о нашем спасении. Вознеся в Себе человеческую природу на престол Божий, Господь и для нас сделал доступным этот путь восхождения от земли на небо через обожение.

    Вместе со всей вселенной торжествуя о вознесшемся Господе нашем, воодушевившись Его трудами, приложим к ним и наши малые усилия и станем сонаследниками обетованного нам от создания Вечного Царства Небесного.


    Подготовил священник Александр Карташов

    Газета «Звенигородский колокол», № 58, май 2014 г.

    В начало

     
    Rambler's Top100