Ученики преподобного Сергия
«С преподобным преподобным будешь...»
«С преподобным преподобным будешь...» (Пс. 17: 26-27).
Воистину так!
Житие преподобного Сергия Радонежского тому пример.
Икона преподобного Сергия Радонежского из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. XVI век.
Своей строгой отшельнической жизнью, полной молитв и смирения, преподобный Сергий привлёк к себе людей, горящих желанием жить так же и ставших впоследствии его учениками. Многие из них продолжили его дело по укреплению нравственного духа народа и объединению Руси.
Собор святых учеников преподобного Сергия Радонежского. XIX в. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.
В житии преподобного Сергия есть рассказ о том, как он молился у себя в келии и услышал голос: «Сергий! Ты молишься о чадах своих, Господь услышал твои молитвы». Лучезарный свет разлился, и с неба спустились дивные птицы. Таинственный голос продолжал: «Сергий, смотри кругом!
Сколько видишь птиц, столько будет у тебя учеников...»
О некоторых из них наш сегодняшний рассказ.
Преподобный Андроник Московский
Ещё юношей Андроник Московский, презрев славу и богатство, пришёл к Преподобному в радонежские леса, пребывая у него в совершенном послушании.
Преподобные Андроник и Савва.
В продолжение многих лет Андроник размышлял об устроении новой обители во славу Божию. И его мечта осуществилась.
Митрополит Алексий после спасения на Чёрном море дал обет устроить церковь во имя Нерукотворного образа Спаса и просил преподобного Сергия отпустить его любимого ученика на устроение обители.
Святой Сергий с радостью благословил Андроника.
Так появилась новая обитель – Андроников монастырь.
Из его стен вышло много добродетельных мужей, впоследствии возглавивших новые иноческие обители.
Преподобный Феодор Ростовский
Феодор Ростовский, 12-летний сын Стефана, родного брата преподобного Сергия, прибыл в обитель вместе с отцом. Святой Сергий, провидя подвижническую жизнь отрока, постриг его в иноки.
Святитель Феодор Ростовский. Фреска в алтаре Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Многие дивились строгой постнической жизни Феодора. По прошествии времени в его душе зародилось желание основать обитель, о чём он и поведал святому Сергию.
Преподобный отпустил Феодора, и тот нашёл прекрасное место близ Москвы реки, называемое Симоново. Узнав об этом, преподобный Сергий пришёл в Симоново, нашёл его удобным и благословил постройку монастыря.
Известность Феодора и его монастыря росла. Много скорбел Феодор от шума и потока посетителей – монастырь стоял близ большой дороги на Москву.
Уклоняясь от суеты, Феодор ушёл из своей обители и поселился в сокровенном месте в лесу, в пяти верстах от Московского Кремля. Но ученики не хотели оставить своего наставника и поселились с ним. Преподобный Сергий, посетив это место, благословил основание монастыря, и Феодор был посвящён в игумены.
Так появился Новый Симонов монастырь. Великий князь Димитрий Донской избрал преподобного Феодора своим духовником, а в 1387 году святой Феодор был рукоположен в архиепископа и занял Ростовскую кафедру.
Преподобный Мефодий Пешношский
В молодом возрасте Мефодий Пешношский пришёл в пустыню к преподобному Сергию, по благословению которого удалился позже в пустынное место за рекой Яхромой в Дмитровском уезде. Благочестивая жизнь Мефодия скоро стала известной и привлекла сюда новых подвижников.
Образ преподобного Мефодия Пешношского.
Исполняя завет преподобного Сергия, Мефодий много трудился, часто «пеш» нося деревья через реку.
Так и закрепилось за речкой название Пешноша, а за монастырём имя Пешношский монастырь. Управляя обителью, Мефодий во всём подавал братии пример и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста. Так он воспитал многих благочестивых иноков.
Строгий к себе, он был милосерден к другим, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.
Преподобный Савва Сторожевский
Преподобный Савва Сторожевский был одним из первых и ревностных учеников преподобного Сергия. Последний лучше других видел успехи преподобного Саввы в духовной жизни и поставил его духовником всей братии монастыря.
Преподобный Савва Звенигородский, Сторожевский. Первая половина XVIII в. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии (ЦАК МДА).
Святой Сергий благословил Савву управлять вновь основанной обителью – Успенским Дубенским монастырём, а после кончины своего учителя Савва в течение шести лет был игуменом Троице-Сергиевой Лавры.
Князь звенигородский Юрий Димитриевич, покорённый святостью жизни преподобного Саввы, избрал его своим духовником и упросил плселиться рядом с ним и создать близ Звенигорода в местечке Сторожи монастырь.
Преподобный Савва уступил просьбам – так началась история жизни Саввино-Сторожевской обители.
Преподобные Павел Обнорский и Сергий Нуромский
Богатые родители готовили Павла к мирской жизни, но тот в двадцать два года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге.
Преподобный Павел Обнорский. XVII в. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (КБИАХМЗ).
Оттуда Павел Комельский (Обнорский) перешёл в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провёл у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца.
С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келье, где пробыл пятнадцать лет в затворе.
Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединённой жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошёл много пустыней и, наконец, остановился в Комельском лесу. Здесь над речкой Грязовицей, в дупле старой липы, преподобный устроил себе маленькую келью и прожил там три года в полном безмолвии. Затем он перешёл на реку Нурму, где построил себе хижину и выкопал колодец. Дни его проходили в бдении и молитве.
Пять дней в неделю он пребывал без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды.
Здесь его посетил другой ученик преподобного Сергия Радонежского – Сергий Нуромский, который также по благословению своего учителя искал уединения и обрёл его в этих краях – на горе в дремучем лесу у реки Нурмы.
Из любви к пустыне и безмолвию эти ученики расстались со своим великим наставником и вышли из Радонежской обители. Так желали они прожить в уединении до конца своих дней, но Господь восхотел поставить их светильниками, чтобы равноангельская жизнь их была примером для других и чтобы исполненные мудрости и опыта слова их служили к духовной пользе многих. Уразумев, что на то есть воля Божия и что пустыни их должны обратиться в иноческие обители, они с любовью принимали всех приходивших к ним.
Эпоха преподобного Сергия дала Церкви великое множество святых.
Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые продолжатели дела святого Сергия, которые дали России десятки иноческих общин.
Так за 100 лет – с 1340 по 1440 годы – было основано до 150 новых монастырей (для сравнения: с 1240 по 1340 годы – не больше 30).
Вот почему без преувеличения преподобного Сергия называют «игуменом всея Руси».
Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
Елена Добронравова
По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 8/186, июль 2014.