Традиции народные - традиции православные

Дата публикации или обновления 22.11.2021
  • К оглавлению: Газета «Воскресение и Жизнь»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Наталья Харитонова – одна из немногих женщин в Подмосковье, получивших орден «Материнская слава». Она и ее дети – участники многочисленных городских мероприятий и благотворительных праздников, проводимых группой «Милосердие», действующей при Богоявленском соборе Ногинска. Наталья - руководитель клуба многодетных семей «Большая семья», прихожанка Троицкого храма в селе Ивашево.

    Для любой семьи (и особенно для многодетной) начало учебного года – горячая пора. Но для этого интервью Наталья Харитонова выкроила немного времени – ведь речь идет и о воспитании детей, обучении тому необходимому, что всегда на Руси передавалось из поколения в поколение.

    - Наталья, создается впечатление, что Вы и педагог, и профессиональная актриса, и этнограф, и историк. Кто Вы по профессии?

    - По профессии я журналист. Но главная профессия моей жизни – многодетная мама. В семье и не только мне постоянно приходилось организовывать всякие праздники – для детей, для близких, для друзей и знакомых. Так, что опыт накоплен немалый.

    - Вы принимали самое активное участие в организации благотворительного мероприятия «Масленица», которое проводилось в Электростали для многодетных семей?

    - Да, я писала сценарий, и мы вместе с нашим семейным фольклорным коллективом вели это мероприятие.

    - Как проходил праздник?

    - Праздник прошел на высоком уровне.

    Начиная от выбора места проведения: КСК «Кристалл» (ДК им. Карла Маркса), где есть большой красивый зал и просторные фойе - и до самой организации торжества и подбора участников концерта-фестиваля.

    Великолепно выступал хореографический коллектив «Юла». Очень красивые номера. А идея праздника состояла в том, чтобы торжество для многодетных семей проводила именно многодетная семья. У нас свой семейный фольклорный коллектив – семейный фольклорный театр «Живая вода». Мы не просто «выступаем пред публикой» со сцены, мы создаем интерактивное шоу. Хотя, честно говоря, мне не очень нравится подобная формулировка. Вообще, мы проводим вечера, встречи, «посиделки». Играем в старинные русские игры.

    Показываем сценки из «прошлой» жизни на Руси. Это живой рассказ о том, чем жили русские люди, чем «дышали», во что верили. Праздник «Масленица» проходил именно в таком формате. Мы старались во все происходящее вовлечь наших зрителей – многодетные семьи. Они участвовали в обрядах, пели вместе с нами, водили хороводы, играли. Радовались и взрослые и дети. Считаю, что все удалось.

    - Расскажите о Вашем семейном театре.

    - Мы показываем не спектакли «по произведениям» - мы демонстрируем старинные обряды – как замуж выходили. Рассказываем - почему девушки и женщины носили сарафаны, заплетали косы. Исполняем девичьи и женские песни. Что до свадьбы пели, что на свадьбе, что после свадьбы. Везде был заложен глубокий смысл – целый пласт много- вековой народной мудрости, который ныне, к сожалению, практически утерян. Мы это делаем в первую очередь, потому что мы русская православная семья. Я хочу, чтобы мои дети знали свои корни, свои истоки.

    - Как происходит воспитательный процесс в Вашей большой семье?

    - Вера, культура и история – это то, на чем держится семья, и то, на чем держится наша страна в целом. Причем эти три понятия связаны неразрывно. Вот, например, кто такой Александр Невский? Куда его «отнести»? Он и святой, и часть нашей истории, и часть нашей страны, часть России и ее культуры. Все связано неразрывно. Я понимаю православное воспитание как преображение души. Одно дело кормить, поить ребенка, одевать, заниматься математикой или физикой. Это, конечно, необходимо. И на этом «воспитательный процесс» во многих семьях и заканчивается. Но для души ребенок ничего не получает. Я воспитываю на фольклоре, который является той самой «живой водой» нашей культуры. А фольклор наш основывается на Православии. Сегодня «благодаря» интернету, телевидению, радио люди вышли из этой культуры, утеряли навыки нормального общения. Утрачена культура пения.

    - Что Вы понимаете под культурой пения?

    - Народная песня сопровождала человека по всей жизни. Родился – крестили, а уже дома специальные песни пели, женился - пели. Умер – отпевали. Были веселые песни и «страдания». Были песни религиозного жанра и застольные. Пели на работе – в поле, в саду, за прялкой. Пели в дороге и на празднике. Пели в церковном хоре.

    В песне передавались традиции и обычаи. Передавались из поколения в поколение, не пропадая. Это и была преемственность, которая ныне утрачена. Все заменили плееры и магнитофоны.

    Из них «льется» чаще всего не наша и, порой, чуждая нам культура, а свое родное забывается, уходит.

    Происходит своего рода «евроремонт» в душе, и человек становится «чужим» для собственных, родных духовно-культурных традиций. Мы и поем и рассказываем – почему у косоворотки планка с левой стороны, почему коса из трех прядей заплеталась.

    Раньше, если девушка с парнем идут по селу, держась за руку – это жених и невеста. Другим такие «вольности» не позволялись. Была высокая нравственность, основанная на вере и передававшаяся из поколения в поколение.

    - И все же, какой смысл в том, что коса на Руси плелась из трех прядей?

    - Коса из трех прядей в народе - символ Троицы. Это основа веры. Только за большие прегрешения запрещали женщине плести косу.

    - Как Вам удается, имея такую семью, как говорили раньше – двенадцать душ, заниматься просветительской деятельностью?

    - Наша страна – это большое красивое мощное дерево. Но дерево, если сохнут его корни, погибает, каким бы великим оно ни было. Наша культура, наше самосознание – это корни. Я воспитываю своих детей так, что они знают о каждом дне в контексте истории, культуры, веры.

    Память какого святого отмечаем, какие исторические и культурные события произошли в этот день в тот или иной год в нашей стране.

    На уроках истории даже учителя удивляются глубине их познаний. Дети молятся, посещают храм. И это все идет без принуждения. С радостью. Для них это нормально и естественно. Они к этому с пеленок привыкли. Мы не ходим по дому в лаптях, не отказываемся от благ цивилизации, интернетом пользуемся, но мы живем в нашей православной вере и в наших русских традициях, как жили наши предки. Мы современная православная семья.

    Для участников наших программ мы проводим фольклорно-этнографические уроки. Рассказываем и о древних обычаях, о том, как на смену язычеству в народном сознании приходило христианство. Вот – «колядки языческие» по одной «улице» идут, а по другой с иконой, со звездой Вифлеемской идут христославы – это уже православная народная традиция. Мы показываем эволюцию сознания народа, приобщение к вере. Я учу своих детей, а потом мы вместе «учим» и вовлекаем в действо зрителей – участников программы.

    - Наверное, эти традиции, эти знания перешли к Вам от родителей?

    - И да и нет. У меня «богатые» корни – Смоленская губерния и Донские казаки. Конечно, я унаследовала эту культуру. В детстве на Троицу у бабушки в деревне пели песни с детьми. Ходили от дома к дому. Но понимание пришло с верой, к которой я стремилась с юности. Православие – основа нашей культуры и все встало на свое место, смысл обычаев «открылся», стал ясным. А фольклор пробуждает генетическую память – мы вспоминаем кто мы, кто наши предки. Это важно, чтобы не быть «Иванами родства не помнящими». Человек может жить и в Австралии, и в Гренландии. Но, если он русский православный - он всегда должен помнить об этом, хранить то, что досталось от предков и передать детям и внукам.


    Пресс-служба Богородского благочиния.

    Газета «Воскресение и Жизнь», сентябрь 2014 года.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос