Смысл жизни

Дата публикации или обновления 10.05.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Ещё раз – о главном.

    Человечество шагнуло в третье тысячелетие. Темп нашей жини постоянно убыстряется.

    Ещё философ Н.А. Бердяев в своё время сказал: «Современный человек совершенно утерял понимание того, зачем он живёт. Более того, он не имеет даже времени подумать об этом».

    Современное состояние мира отличается тем, что основные понятия нормальной человеческой жизни, такие как труд, семья, долг обесцениваются, растёт потребительское отношение к жизни. Мы убеждаемся снова и снова, что ничто так не губит человека, как отступление от норм духа и морали, о которых говорит Христианство.

    Если человек поддаётся власти страстей, его ум порабощается, то есть работает не на то, что действительно было бы благом для человека, а на то, чтобы исполнить страсть. Страсть – с церковнославянского языка означает страдание. То есть любая страсть порождает грех и неизбежно приводит человека к страданию. Сейчас всё с большей силой и яркостью обнаруживается, что отступление от духовных начал жизни ведёт человека к унынию, депрессии и даже к самоубийству!

    Какой смысл нашей жизни? Мы живём, действуем, трудимся. У нас много планов, интересов, проблем. Мы пытаемся решить какие-то задачи, которые ставит перед нами жизнь. Но конечная её цель остаётся порой, как в тумане. А ведь в этом самое главное!

    Получается, как в басне И.А. Крылова: весь зоопарк прошёл, а слона-то и не приметил. Уж слишком он велик, чтобы его заметить.

    Интересны размышления тех людей, которые смогли отойти в сторону и посмотреть как бы со стороны на нашу жизнь.

    Однажды Пифагор пришёл к богатому человеку, князю, и тот его спросил:

    – Пифагор, а ты, вообще, кто? Представься.

    – Я философ, – ответил он.

    – А что это такое?

    – Представьте себе торг, рынок: шум, гам, споры, смех, торговля. В общем, водоворот жизни. А философ – это тот, который находится вне рынка, сидит на каком-нибудь возвышенном месте и смотрит на всё это. И видит, что там на самом деле происходит.

    Тот, кто увлекается мелочёвкой этой жизни, суетится, уже не может увидеть жизнь в целом и понять её смысл. Очень полезно бывает «отойти в сторону», оценить то, что мы делаем, какой же смысл для нас во всей этой деятельности? И при этом важно осознать, что реальность кончается не когда-нибудь, а самым неожиданным образом, когда мы даже не предполагаем. В любом возрасте, в любой момент.

    Почему мы об этом забываем?

    Вообще, на протяжении мировой истории человечество стоит перед интересной альтернативой: есть два смысла, две цели жизни. Одно из этих направлений (которым невольно и подсознательно увлекается каждый человек) – весь смысл своей жизни видеть исключительно в этой жизни. И если эта жизнь нас поглощает и устраивает, то ничего в ней мы уже не ищем. Христос нам не нужен!

    Если в руку положить алмаз, я буду торжествовать, пока он лежит у меня в руке. А когда его отнимут?

    Почему же этот поток жизни мы хотим рассматривать как не имеющий конца? Человеку кажется, что он будет тут всё время жить и решать разные проблемы. Ему трудно примириться с тем, что его не будет!

    Мысль о смерти – страшна! Поэтому об этом лучше не думать...

    Однако есть другая установка, религиозная, изначала присущая человеческому сознанию. Древние авторы (Плутарх, Цицерон) писали, что невозможно найти ни одного народа, в котором бы не было религии. Может не быть монет, правителей, культуры – того, что мы сейчас называем цивилизацией.

    Но мы не найдём народа без идеи Бога, без идеи вечности человеческой личности, идеи её бессмертия, без веры в душу человека.

    Да, человек живёт один раз, и ему надо решить вопрос величайшей важности: действительно ли всё кончается со смертью тела или только начинается?

    Есть хороший образ – гусеница.

    Если бы она могла думать, она бы решила, что доползает свои дни и умрёт, как и все. А что же с ней происходит? Она умирает поразительным образом, закукливается в такой интересный гроб! А через некоторое время из этой куколки вдруг выпархивает необыкновенный махаон!

    Так и у человека – со смертью тела начинается другая жизнь, вечная жизнь. Она ещё не совсем реальная. Реальной она будет тогда, когда человек опять станет человеком, когда душа вновь обретёт тело чудесным образом – по Всеобщем воскресении (ибо человек – это душа и тело, а не одна душа).

    Вот к чему призывает Христианство: верь, человек, тебя ожидает Вечная Жизнь!

    А земная жизнь – важный шаг, данный для подготовке к вечности.

    Кто укажет в этой жизни верный путь? Евангелие. Истина устремляется навстречу тому, кто ищет её. И еще один важный момент: нет Истины там, где нет Любви.

    А там, где нет Любви, не может быть Блага.

    Итак, проблема смысла жизни – это проблема искомого идеала или истины. Пониманием смысла жизни определяется характер и направление всей жизни человека.

    Православие видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением. Существо веры можно выразить двумя словами: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!», – так как в них заключена вся бесконечная и одновременно конкретная перспектива жизни. Её смысл – в уподоблении Христу и единении с Ним, иначе обожении.

    Что это значит? Если ответить кратко, это есть совершенство в жертвенной любви, составляющей само существо Бога, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).

    Апостол Павел называет плодами такой духовной жизни любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание (Гал. 5: 2223). То есть, говоря современным языком, счастье, причём не мимолётное.

    То есть христианский смысл жизни заключается в приобретении личностью ещё здесь, на земле, богоподобных духовных ценностей. Поэтому чем более верное состояние духа человека, тем более правильно, то есть полезно и для человека и для общества будет выражаться вся его деятельность: научная, культурная, флософская, эстетическая, образвательная.

    Обращаем внимание тех, кому интересны и важны эти вопросы, на издание «Носители духа», составленное по письмам игумена Никона (Воробьева), схиигумена Иоанна (Алексеева), игумении Арсении (Себряковой).

    В нём вы найдете духовные советы современным христианам. В своих лекциях А.И. Осипов неоднократно обращается к ним.

    Материал подготовлен по лекциям профессора МДАиС А.И. Осипова


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 8 (135) август 2010 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100