Слово Божие в святоотеческой письменности

Дата публикации или обновления 24.07.2021
  • К оглавлению: Газета «Звенигородский колокол»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • С 14 по 21 марта в Звенигороде прошли празднования Дня православной книги. Программа празднования включала в себя проведение выставки православной литературы в Центральной Городской библиотеке, встреча со школьниками, семинар в Доме детского творчества на тему «Библия - Слово Божие на все времена» и многое другое. По просьбам слушателей прошедшего семинара редакция начинает серию публикаций его докладов.

    Плотские родители, заботясь о детях, стараются оставить им богатое наследство. А святые отцы оставили нам духовное наследство в виде своих поучений и писаний. Слово Божие имело особое значение в их жизни: его не только читали, знали, но и исполняли в своей жизни. Поэтому для нас свидетельство святых отцов о Библии особенно ценно как живое слово, а не отвлеченные теоретические мудрования.

    Святые отцы многажды говорили о той великой пользе, которую приносит душе христианина чтение Священного Писания. Немало ярких слов об этом было сказано святителем Иоанном Златоустом: «Источник света — слово Божие. Будучи исполнено света и источая свет, оно просвещает и озаряет души верных», «Священное Писание приводит нас к Богу и отверзает путь Богопознания». Ценность Библии в том, что она являет нам Бога таким, какой Он есть, как Он Сам открыл о Себе своим избранникам: пророкам, апостолам. Это особенно актуально в наше время, когда огромное количество людей начинают неправильно мудрствовать о Боге, выдавая свои собственные домыслы и фантазии за истину. А Истина только одна, которая открывается Самим Богом со страниц Священнного Писания.

    Обратимся вновь к святителю Иоанну Златоусту: «Кто живет и рассуждает по собственному своему произволу, тот обольщает себя. А кто научится разрешать сомнения с помощью Писания, тот имеет своим учителем саму Истину», «Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного — ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить исцеления из Писания».

    То же говорили и другие святые. Достаточно привести слова святителя Василия Великого: «Священное Писание боговдохновенно и полезно и написано содействием Святого Духа с тем намерением, чтобы каждая ищущая спасения душа могла во всякое время выбирать себе из него, как из общего хранилища лекарств, нужные для нее целебные средства». Духовные люди исполняют совет святителя в своей жизни и сейчас, спустя много веков, чему является свидетелем и автор. Так, спрашивая духовного совета у одного из духовников Троице-Сергиевой лавры, я почти всегда получал ответ словами из Священного Писания. Такая духовная мудрость и глубокое знание Священных текстов неразрывно связана с постоянством в чтении. К этому призывает всех христиан и святитель Иоанн Златоуст: «Ничто не может служить препятствием к чтению слова Божия. Не только дома, но и... совершая путешествия или находясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно упражняться в этом чтении», «Будем не просто читать Писания, но изучать и назидаться. Ведь (ничего) не написано напрасно. Великое зло не знать Писания».

    О том, каково это зло, и сколь великий вред наносят себе те, кто пренебрегает чтением Писания, великий святитель также неоднократно говорил: «Все мы, не радящие о чтении Писаний, терпим от этого вред и оскудение. В самом деле, как мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым нужно приводить их в благоустройство?» «Подобно тому, как лишенные света не могут прямо идти, так и не видящие луча Божественного Писания вынуждены грешить, так как ходят в самой глубокой тьме».

    Очень важно понимать, что чтение Писания не подобно чтению любой другой литературы, но есть по сути духовное делание, как о том писали святые отцы.

    Поэтому, во-первых, всякое приступание к чтению Писания надлежит предварять смиренной молитвой, как советует преподобный Ефрем Сирин: «Когда начинаешь читать или слушать (Священное Писание), помолись Богу так: "Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою". Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению». Итак, надобно молиться, и тогда, как обещает святитель Василий Великий, «видя наше расположение к духовному знанию в чтении Слова Божия, Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум».

    Во-вторых, надобно помнить предупреждение блаженного Иеронима, говорившего, что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя». Что же это за путеводитель? Яснее всего объясняет это святитель Игнатий (Брянчанинов): «Непременно нужно при чтении Писания, чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святый апостол Петр о Священном Писании: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 20-21). Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя? Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его... Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах, — действовал в святых учителях и пастырях церковных. Свидетель этого догмата святый апостол; «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор. 12, 28)... Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священнаго Писания, необходимо чтение святых Отцов».

    «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие, и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!»

    Это правило Церковь выразила даже соборно, 19 правилом VI Вселенского Собора предписывая толковать Писание только так, как толковали его святые отцы. Это — противоядие и прививка от всякой погрешности и от любой прелести при чтении Писания, о которых предупреждает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас». И таких примеров ложного толкования, к сожалению, великое множество. Порождениями своевольных толкований являются множество сект, которые ведут не к Богу, а в противоположную сторону.

    Иногда в духовной жизни наступают моменты, когда желание читать Слово Божие пропадает вследствие непонятности или, наоборот, того, что всё уже много раз перечитано и хорошо известно. Таких людей предостерегает преподобный Ефрем Сирин: «Когда заметишь, что тебе скучно чтение Божественных Писаний и ты неохотно слушаешь духовные наставления, знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это — начало зла, подверженные которому пожали плод смерти». Нужно со смирением осознать, что причина нерадения о чтении не в Писании, а в собственной греховности и со смирением приступить к соответствующему лечению.

    В составе Священного Писания основное внимание уделяется новозаветным книгам, а чтение Ветхого Завета многие считают делом второстепенным или даже вовсе ненужным. Между тем святые отцы писали о великой пользе чтения всей Библии как Нового Завета, так и Ветхого Завета. Приведу святоотеческие высказывания об одной из ветхозаветных книг - Псалтири.

    Святитель Афанасий Великий о Псалтири:

    «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны... Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян только чтением Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые ими людям».

    Прп. Амвросий Оптинский: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими».

    Святитель Григорий Нисский говорит: «Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых».

    Но в повседневной суете эти слова забываются. Так и автор, будучи студентом семинарии, имея много послушаний и большую загруженность по учебе, хотел перестать ежедневно читать кафизмы из Псалтири. И на следующем же уроке по литургике преподаватель начал с предисловия к Псалтири свт. Иоанна Златоуста: «Вопрошен бысть, - сказано в предисловии к Псалтири, - великий Иоанн Златоуст от братии: «Добро ли есть оставити Псалтирь?» Он же рече: «Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь: сего ради да не нерадим». Запоминающиеся слова, не правда ли?

    Этот доклад начинался с цитат из святителя Иоанна Златоуста, и закончить его хотелось бы также словами этого великого святого: «Итак, будем внимательно заниматься чтением, не два только эти часа, — потому что для безопасности нам недостаточно одного простого слушания, — но постоянно; и пришедши домой, каждый пусть возьмет в руки Библию и вникает в смысл сказанного, если он хочет получать постоянную и достаточную пользу от Писания»; «Не будем... пренебрегать чтением Писания. Понимаем ли содержащееся в нем или не понимаем, будем как можно чаще обращаться к нему. Постоянное упражнение в чтении неизгладимо запечатлевает в памяти прочитанное. И то, чего вчера мы не могли понять, мы вдруг понимаем сегодня, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум».


    Священник Николай Куренков

    Газета «Звенигородский колокол», № 58, май 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос