Скажите, батюшка. Отвечает настоятель Покровского храма в Огникове

Дата публикации или обновления 14.01.2015
  • К оглавлению: Газета «Духовная нива»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • На вопросы наших читателей отвечает настоятель Покровского храма в Огникове протоиерей Георгий Круглов.


    Зачем на праздник Крещения Господня люди троекратно погружаются в освященную воду в пруду или в реке?

    Церковь отмечает Праздник Богоявления (Крещения Господня) в воспоминание события крещения Спасителя нашего Господа Иисуса Христа в водах Иорданских от Иоанна Крестителя во исполнение Закона Божия и по Своему смирению.

    В дни празднования (в Крещенский Сочельник 18 января и в самый Праздник 19 января) во всех храмах по окончании Божественной литургии совершается Таинство Великого освящения воды. Освященная в Таинстве по Благодати Святого Духа вода в эти праздничные дни разбирается верующими и уносится домой для её потребления в течение года и кропления жилища. Хранится крещенская вода в особом месте наравне с иконами и другими святынями. С определенного времени Церковь Православная благословила совершать

    Водосвятие на водоемах по особой любви народа ко Христу, возникла народная традиция. Благочестивые верующие устраивают прорубь (часто в виде Креста) - «Иордань», совершается Крестный ход на «Иордань», священник совершает чин Великого освящения воды, и наиболее крепкие в вере люди погружаются в эти воды с целью приобщиться к Благодати Духа Святою. То есть, совершается духовный акт, в котором участвует душа человека и Бог. Тело наше, в данном случае, играет роль лишь оболочки нашей души.

    В последние годы, как мы видим, эта благочестивая традиция подвергается искажению в своем содержании.

    Средства информации все настойчивее утверждают, что купание в «Иордани» очищает человека от всяких грехов, тем самым низводят Великие Таинства Исповеди и Причастия в разряд второстепенных и невостребованных. Ведь легче же просто раз в году окунуться и стать «святым», чем каждодневно трудиться над своей душой для её освобождения от страстей – надо и молиться, и поститься, и исповедываться, и причащаться, и Евангелие читать, и совершать дела милосердия во Имя Христа, да так, чтобы об этом, кроме Бога, никто не знал. Это заблуждение все глубже проникает в наше сознание, и мы сползаем на ложный путь, не приводящий нас к Богу.

    При этом многие приходят искупаться в холодной воде, думая лишь о поправке своего физического здоровья, подобно любителям зимнего плавания - «моржам», а иные, чтобы испытать свою отвагу, а потом гордиться этим.

    Уже, как правило, воспринимается погружение в воду трижды, видимо, по образу Таинства Крещения. Но заметим, что здесь вовсе не Таинство Крещения, а лишь прикосновение к святыне Поэтому такие действия, не имеющие духовного смысла, не дают и никакой пользы нашей душе. Постараемся теперь всегда размышлять над своими поступками в духовной сфере и не становиться слепыми исполнителями бессмысленных дел.


    В наше время по равнению с богоборческими годами появилась возможность приобретать и читать разнообразные книги религиозного содержания. Можно даже сказать, что нас окружает буквально море литературы. Подскажите, как правильно сориентировать свой жизненный корабль в этом море, чтобы не потерять главною направления к спасению?

    Действительно, то, что происходит сегодня в мире книг, да и не только книг печатных, но и в целом в мире информации, радио, телевидения, интернета, напоминает наводнение, шторм. Со времён, когда стерлись идеологические государственные границы, когда лозунг «свободы» приобрел формы вседозволенности, на русскую землю хлынул довольно мутный поток информации, подхватывающий легковерных и захлестывающий волнорезы Православия.

    К нам проникают не только неполезные, но и весьма вредные книги.

    Враг рода человеческого, князь тьмы, действует разнообразно и изощренно. Под видом духовной литературы на развалах и прилавках можно видеть сомнительную по правдивости и направленности литературу. В какой-то мере мы сами даем повод к этому тем, что раскрываем свои объятья для развлекательной, остросюжетной продукции, насыщенной новыми именами «старцев», чудесами, прозорливостью и предсказаниями. Поэтому сегодня остро назрела необходимость в обозначении четких критериев, определяющих истину и исключающих лживость. Русская Православная Церковь как добрая мать, оберегающая своё чадо от беды, в ясной и доступной форме даёт нам такие критерии. Понятие истины для православного есть Сам Христос, поэтому, где нет Его, там нет и истины. Это означает, что мы можем отделить зло от добра, подумав, христианская ли эта книга. А христианской она может быть лишь в одном случае: если книга несет в себе свойства Самого Христа и раскрывает путь приближения к Нему.

    Вот и видим мы, что для нас главной книгой является Святое Евангелие, где Господь говорит нам, к чему стремиться, а чего избегать. При этом само чтение Евангелия не превращается у нас в чтение романа, это чтение носит характер дыхания, без которого мы погибнем и задохнемся. В заповедях Блаженства Христос на первое, главное место ставит заповедь о «нищих духом», то есть о тех, кто видит, что без Бога он нищ и наг в своей немощи, то есть, речь идет о смирении, о том свойстве души, которое побуждает нас видеть себя грешными, а не праведными. В этом и есть главный критерий истинности. О множестве иных книг скажем следующее Во-первых, будем приобретать книги не где-либо, а в храме, за церковным ящиком, где книги уже прошли отбор по критерию истинности. На таких книгах есть обязательная отметка, что они рекомендованы к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Без такой отметки, если книга напечатана не в России или довольно давно, книгу следует прежде, чем читать, показать вашему батюшке, то есть посоветоваться со сведущим человеком.

    Апостол Павел ведь и к нам обращается: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6Л2).


    Газета «Духовная нива», выпуск № 1 (78), январь 2015 г.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100