Символизм или реальность?

Дата публикации или обновления 10.06.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Дорогие братья и сёстры!

    От всей души поздравляю вас с праздником Рождества Христова! Пусть он наполнит наши дома светом, тем светом, который увидели пастухи в пещере, где родился Младенец. Пусть с этим праздником родятся в наших сердцах радость, надежда на спасение, чистая вера, принося в дом тепло и любовь!

    Праздник Рождества радостен и величествен. Однако задумаемся, почему он так важен для нас сейчас?

    Просто как воспоминание события, произошедшего более двух тысяч лет назад? или что то большее?

    Попробуем разобраться.

    В Ветхом Завете задачей верующих было помнить Бога: о том, чтобы соединиться с Богом, никто и не мог помышлять.

    Когда же люди получили Новый Завет, на значение человека стало несравненно глубже и шире – именно соединиться с Богом, стяжать Дух Святой.

    Мы знаем, что материальный мир существует в пространстве и времени.

    Мир духовный живёт по иным законам, поэтому богослужение христианское имеет целью преодолеть пространство и время.

    Вещи воспринимаются нами по-разному в зависимости от того, чего ждать от них. В особенности это касается богослужения. Если мы пришли что-то вспомнить, послушать хор или просто потому, что так надо, – это одно. Если же мы пришли в храм для того, чтобы приобщиться к событию, которое пребывает в вечности, которое сейчас вновь является нам – тогда наше участие в богослужении будет совершенно иным!

    Всё духовное, что имеет отношение к Богу, пребывает вне времени и пространства. Но оно может воплощаться. Например, Рождество Христово. Разве оно произошло однажды две тысячи лет назад?

    Нет. Оно существует всегда. Оно не может принадлежать только нашей земной истории, потому что это событие существует вечно, оно духовное.

    Наше же богослужение имеет целью воплотить его снова. Значит ли это, что Христос ещё раз рождается? Нет. Но это, можно сказать, то же самое рождение. И теперь к нему можем приобщиться и мы, потому что эта духовная реальность вновь открывается на богослужении, делая нас его участниками.

    Также мы можем стоять у Креста во время Страстной седмицы, потому что наш крест в храме – тот же самый Крест. Таким образом, наше богослужение помогает нам преодолеть время и пространство.

    Но чтобы это сделать, конечно, требуются какие то средства.

    Этими средствами при богослужении становится особый язык – язык символов. Можно услышать, как атеисты и люди недалёкие говорят, что верующие – просто душные дурачки, на службах молятся об одном и том же, одеваются в странные одежды, зажигают свечи...

    Однако давайте задумаемся, что такое символ?

    Современное понимание этого слова несколько отличается от того, что вкладывали в него первые христиане. Наша жизнь полна всяких символов и знаков: скажем, плюс – это знак сложения, крестик – умножения. Такие символы подразумевают некую инструкцию к действию.

    Но в богослужении символ – более глубокое понятие. Это способ воплощения и присутствия одной реальности в другой.

    Язык символов в богослужении даёт нам СамГосподь. На Тайной вечере Он преломляет хлеб и говорит, что это есть Его Тело. Берёт вино и говорит, что это Его Кровь. Для воплощения используются предметы материального мира – хлеб и вино.

    Свеча – неотъемлемая принадлежность церковной жизни. Что она символизирует?

    Человека. Как свеча состоит из воска и фитиля, так человек имеет тело и душу.

    Но незажжённая свеча ценности не имеет, она мертва. Также мёртв человек, если не имеет веры в Бога, если в нём не горит Божественная благодать. Свеча – ещё и символ нашей молитвы, причём молитвы горячей, пламенной! Каждение символизирует Божию благодать, изливаемую во время службы верующим. Также каждение символизирует молитву.

    Как кадильный дым поднимается вверх, так молитва возносится к Богу и достигает Бога. Икона – ещё один символ. Через образ мы обращаемся к реальностям духовного мира – к святым, священным событиям, Господу.

    Символический смысл заключает в себе и каждый элемент облачений священнослужителей, и каждая часть богослужения, и каждая принадлежность храма.

    Символы приоткрывают духовный мир, давая приобщиться к Богу, Его жизни, Его проповеди. Помоги нам в этом, Господи!

    С любовью о Господе, протоиерей Николай Струков.


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 1 (140) январь 2011 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100