«Самое главное для нас –

сохранение русскости»

Дата публикации или обновления 14.12.2021
  • К оглавлению: Областная газета «Курская Быль»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Выступление протоиерея Гавриила Макарова, руководителя делегации РПЦЗ, настоятель Свято-Николаевского храма в городе Бризбене, на заключительной конференции


    Осенним днем 1920 года 140 тысяч поданных Российской империи - офицеров, моряков, казаков, крестьян, женщин и детей - погрузились на суда российской эскадры и покинули пределы Отечества. Через некоторое время Крым был занят советскими войсками. Каждый из пассажиров той эскадры, смотря вслед удалявшемуся берегу родной земли, ни на минуту не сомневался в том, что добровольное изгнание из своего Отечества продлится недолго. Летом этого года усилиями Фонда апостола Андрея Первозванного был организован морской поход по маршруту исторической памяти, ставший символическим возвращением на Родину детей и внуков тех, кто вынужден был навсегда оставить пределы Отечества в трудные годы начала XX столетия.

    В этом смысле международный проект "Содружество православной молодежи" предоставляет уникальную возможность после подписания Акта о каноническом общении "детям эмиграции" побывать на Родине своих предков. О том, что, несет проект для молодежи Русской Православной Церкви Заграницей, мы беседуем с руководителями делегации протоиреем Ярославом Беликовым (США, Сан-Франциско) и протоиреем Гавриилом Макаровым (Австралия, Бризбен).

    - Отец Ярослав, Вы являетесь соруководителем делегации Русской Православной Церкви Заграницей. В чем Вы видите значение таких молодежных съездов для зарубежной молодежи?

    - В первую очередь, это общение с людьми из России. Для нас очень важно знать и видеть, что происходит в России, как она возрождается. Многие ребята в России первый раз. Они занимались в русской школе, учили Закон Божий, русскую историю, литературу. Все эти знания и представления формировались исключительно в теории, в результате чего со временем для молодежи и Россия, и Русская Православная Церковь становились неким мифическим явлением. Приехав в Россию, они имеют возможность ходить по тем местам, где ходили знаковые личности в истории, совершались исторические события, где творили чудеса русские святые. Теперь все эти знания складываются в некую комплексную картину, приобретают третье измерение. Безусловно, самое важное - это общение с русскими людьми, погружение в мир друга, узнавание друг друга.

    - Как удается оставаться русскими, ведь жизнь за рубежом несет большое количество соблазнов, и эта жизнь более комфортная?

    - Я думаю, что вопрос комфорта играет здесь как раз не определяющую роль. В России живет очень много людей, которые являются православными только по факту своего крещения. Они не знают Церкви, в своей жизни стараются приблизиться к западным культурным ценностям и стандартам. Таких людей много и в Америке, они сохраняют православную веру, но при этом отходят от всего русского. В вопросе сохранения своей русской идентичности очень много труда требуется от родителей ребенка в процессе воспитания. Это огромный, титанический труд, потому что они живут и воспитывают своих детей фактически в двух культурах, в двух мирах. У всех наших ребят есть два круга знакомых, одни - американские друзья по школе, другие - из русской общественности. Родителям постоянно приходится напоминать детям о русских корнях, возвращать их к русским традициям. Причем часто бывает так, что и сами родители родились за рубежом.

    Они имеют большие пробелы в знании русского языка, поэтому им приходиться прилагать огромные усилия, чтобы говорить со своими детьми на русском языке. В результате дети не владеют в совершенстве русским языком, не знают всех исторических дат, но в сердце взращивают и сохраняют любовь к России, Церкви, Богу. Это я считаю главным результатом, к которому надо стремиться, воспитывая ребенка и в русской школе. Действительно, это удается, но только при активной поддержке семьи.

    Тогда ребенок может остаться русским, стать активным деятелем русской общественности. Если же в семье эти ценности не культивируются, они исчезнут менее чем за одно поколение.

    - Не может ли это в конечном итоге привести к тому, что русская эмиграция исчезнет как явление?

    - К сожалению, может, и семей, отходящих от своих русских корней, большинство. Нельзя не сказать о том факте, что до распада Советского Союза русская эмиграция была намного крепче и сплоченнее. Потому что у этой силы была общая идея - борьбы с безбожной властью. За богослужениями в приходах зарубежной церкви возносились молитвы об освобождении советского народа от ига безбожной власти. Когда распался Советский Союз, исчезла и консолидирующая эмиграцию идея борьбы. Все это время мы жили на чемоданах, многие мечтали вернуться в Россию. А когда Россия освободилась от коммунизма, мы поняли, что чемоданы уже давно распаковали.

    Единицы решили вернуться в Россию. Любой переезд, тем более - добровольный, сопряжен с большими сложностями. Когда люди бежали из России под влиянием обстоятельств, нужно было спасать свою жизнь и жизнь своих близких. Сейчас это сделать гораздо сложнее. В связи с потерей идеи борьбы у многих людей отпадает потребность и необходимость оставаться русскими людьми, теряется национальная идентичность. То же самое было и с многочисленными общественными организациями, которые существовали за рубежом. Только те из них, которые существовали при церкви и опирались в своей деятельности на церковные нормы, продолжают существовать и по сей день. Но бывают и противоположные ситуации, когда родители, не являясь русскими по происхождению, воспитывают своих детей в духе православной культуры.

    - Как существует приход за рубежом?

    - Священникам за рубежом живется непросто, приходится работать и на светской работе, чтобы содержать свою семью.

    Единственная льгота, которую имеет приход от государства, это то, что он не облагается налогом. Спонсорская помощь довольна незначительная, поэтому все нужды прихода удовлетворяются собственными силами.

    Прихожане записываются в члены прихода, платят членские взносы, оказывая тем самым существенную помощь.

    - Отец Гавриил, Вы второй раз принимаете участие в проекте. Как Вы оцениваете работу проекта "Содружество православной молодежи"?

    - Два года назад я получил приглашение принять участие в молодежном паломничестве и привезти для него группу ребят из Австралии. Меня очень вдохновило подобное предложение, и я его полностью поддержал. Я возглавляю молодежную миссию в Австралийско-Новозеландской епархии, понимаю все значимость общения нашей молодежи и российской молодежи. Мы живем в далекой Австралии. Для священнослужителей нашей епархии работа с молодежью является приоритетной задачей. Для нас очень важно сохранять русскость и православную веру. Главная сложность - это неизбежный процесс ассимиляции в местную культурно-языковую среду. Мы теряем молодежь с каждым годом, это печальный факт, смешанные браки, отсуствие четкой позиции в воспитании со стороны родителей дают о себе знать.

    Живя за границей, не имея возможности контактировать с русскими людьми, наши молодые люди и представители более старшего поколения привыкли считать себя небольшой группой православных. А в этом проекте предоставляется возможность почувствовать себя принадлежащими к огромному миру русского православия. Наши дети привыкли к небольшому кругу общения, который существует в пределах церковной ограды и в русской школе. За пределами этого круга мы живем в нерусской и неправославной среде. А здесь они видят тысячи таких, как они, и это - великое богатство. В древней Византии был такой принцип. Государство Византия не ограничивалось географическими рамками, считалось: там, где византиец, там и Византия. Этот принцип очень подходит к «Содружеству». Мы уважаем триединый православный народ: русских, украинцев, белорусов. Но есть и другая Святая Русь, которая находится за рубежом, представителями которой являемся мы. Мы десятилетиями сохраняли традиции, учили русские песни, может быть, до конца не понимая, для чего мы это делаем, а теперь, имея возможность бывать в России и общаться с русскими людьми, мы понимаем, что наш труд не напрасный, и еще более укрепляемся в мысли о необходимости приумножения и хранения наших традиций. И теперь, возвратившись домой, я буду думать о том, как передать все, что мы пережили, родным и близким, как зажечь их огнем веры и поддержать на этом пути.

    - Отец Гавриил, выходит, восстановить единство русских людей в Отечестве и 4 рассеянии можно только на основе православной веры?

    - Безусловно, только опираясь на православное вероучение. Можно общаться, встречаться, обмениваться электронными письмами, это будет хорошее, приятное общение. Но это совершенно не принесет никакой пользы для нашей души, не придаст душевных и телесных сил. А если мы будем в своих молитвах, келейных и соборных, поминать друг друга, мы как раз и обретем то незримое, не отраженное ни в каких официальных документах, но такое важное для спасения каждого из нас единство. Когда молодой человек общается с такими же верующими молодыми людьми, он растет духовно.


    Дарья Заева

    Источник материала: областная газета «Курская быль» № 8 (450), октябрь 2010 года.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос