Россия разворачивает

людей к Церкви

Дата публикации или обновления 15.03.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковная ризница»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Беседа с протоиереем Артемием Владимировым


    Постоянно общаясь с людьми, священник видит их души. Особенно - священник-миссионер, много путешествующий по России и миру. Где легче спасаться: в нашей стране или на Западе и почему? Как привлечь людей на приход? Поможет ли в этом деле интернет? Эти и другие вопросы затронул в беседе с нашим корреспондентом протоиерей Артемий Владимиров (храм Всех святых Алексеевского монастыря г. Москвы), член Союза писателей России, педагог, преподающий во многих высших и средних учебных заведениях.

    - Вы много путешествуете с миссионерскими поездками. Ваши впечатления: где люди более открыты?

    - Несомненно, в России. Как справедливо мне, некогда совсем юному священнику, сказал отец Иоанн (Крестьянкин), по Богу страждет только Россия. Безусловно, страданиями не обойдены люди и Запада, и Востока, но все признаются в одном: несмотря на нашу грубость, недостатки работы над собственным характером, социальные беды, русские люди не умеют в большинстве своем так глубоко погружаться в устроение земной жизни, чтобы забыть о Боге, Небесном Отце, без единства с Которым человеческая душа вянет, а жизнь теряет смысл. Поэтому велика готовность русского человека обратиться к свету истины, даже если он погружен во тьму. Зачастую непросвещенная душа нуждается лишь во встрече с носителем истины, нуждается в слове, которое пробудило бы ее от духовной спячки, скучает по Христовой любви, без которой церковная жизнь теряет свою цену для обывателя.

    - А если сравнить православных людей в России и за рубежом, в США, Японии, странах Европы, заметна ли разница, какова она?

    - Разница заметна. В странах Запада, наряду с недостатками, есть и очевидные преимущества для возгрева-ния в себе жизни духовной. Какие, например? Относительное благополучие. Известно, что нищета давит, унижает и часто калечит психику. Представьте себе семью, где родители при всех усилиях не могут обеспечить своим детям ни нормального питания, ни полезного досуга, ни отдыха на природе. Подобные лишения зачастую надламывают человека, лишают его душевного равновесия и сердечного мира. Ведь не секрет, что недостойные человека условия жизни иных слабых людей толкают на преступления. Запад в этом отношении благополучен, и люди, наши соотечественники, выглядят там более спокойными, жизнерадостными. Находясь в известном напряжении для снискания насущного хлеба, тем не менее они могут не волноваться за завтрашний день, а значит, и молиться без надрыва, без отчаяния.

    Да, бедность не порок, но не всякий человек настолько возрос в вере, чтобы благодушно принимать лишения и успокаиваться в надежде на Божию помощь. Вместе с тем либерализм, разъедающий жизнь западных народов, уже теряющих представление о нормальном, здоровом человеке, узаконяющих беззаконие, окутывает обывателя тонкими сетями, информационными в том числе. Западному человеку так трудно соблюдать пост, хотя он окружен гипермаркетами. Явиться в храм на всенощную в субботу вечером для него почти неодолимая высота.

    Одеться по-православному невозможно, так что даже пожилые женщины, дожившие до седых волос, по сорок лет ходят в храм в брюках. Конечно, спасение не в юбке заключено, но мы говорим о всепобеждающей силе светских условностей, препятствующих человеку обрести цельность в Боге. Когда начинаешь извинять себя, оправдывать свои дурные привычки (курение, например), человек остается малоплодным, пустоцветом. Но, оговоримся, курение сейчас в западных странах немодно и почти предосудительно. Россия имеет особую благодать разворачивать людей в сторону Церкви и погружать их в традицию. Меньше заметна двойственность христиан, когда человек пытается служить и вашим и нашим, и мамоне и Богу. Возможно, полнота воцерковления - это и плод книжного просвещения. Наши столицы, да и глубинка, не бедствуют сейчас в отношении изданий святоотеческой и назидательной литературы.

    - В наши дни много говорят о миссионерстве. Нельзя не желать, чтобы люди приходили к вере, но нет ли тут опасности уподобиться протестантам, католикам, которые ради привлечения людей понизили уровень благочестия?

    - Все мы согласны с тем, что Мать Церковь должна возвышать человеческие души, учить их восприятию церковного языка, рождать в их сознании новые мысли, чувства.

    Опасность, вами упомянутая, всегда остается для отдельно взятого миссионера или проповедника, если он опускается до вульгаризмов, если образ его жизни вступает в противоречие с православным Преданием.

    Известный вам Второй Ватиканский собор действительно многое изменил, и не к лучшему, в жизни католических приходов. Вы знаете, что церковный народ весьма осторожен и подозрителен в отношении либеральных тенденций, но опасность потерять соль и обмирщиться должна всегда сознаваться клириками, и особенно теми, кто несет миссионерское служение.

    - Сегодня проводится множество мероприятий, чтений, выставок. Велика ли от них польза?

    - Очень многое зависит от качества нашего труда. Если церковные труженики вкладывают в него душу, если уровень этих мероприятий действительно соответствует духу Православия, то и польза налицо. Как правило, людей оставляет равнодушными все, что исполняется для галочки, проникнуто формализмом, не согрето любовью делателей. Думается, что подобных акций сейчас хватает. Но зачем нам говорить о плохом? Нужно искать, равняться на лучшие образцы...

    - Наш журнал адресован настоятелям. Многие приходы страдают от нехватки людей. Что бы вы посоветовали для решения этой проблемы?

    - Люди — это не помидоры и мандарины, которые можно закупить в известном количестве, и не племенная порода пони или страусов. Но мотыльки летят на свечу. Людей всегда привлекает добрая жизнь духовенства, жертвенность в служении и, конечно, слово назидающее, просвещающее. Вспомним святого Иоанна Предтечу.

    Он проповедовал, как вы знаете, не на площадях и не на рынках, но в безлюдных местах, однако к Крестителю Господню стекалась вся Иудея и окрестные области. Почему? Конечно, потому, что святой Иоанн Предтеча был сосудом благодати Божией. В этом - ответ на ваш вопрос. С другой стороны, сегодня и приходы, и монастыри должны уметь распространять сведения об исторической значимости мест, где они основаны, о святынях, если таковые имеются, делиться всем ценным, полезным, интересным, что может привлечь людей в обитель, на приход. Значит, не грех думать о сайтах, о распространении информации в интернете, где и обитает современный человек и продолжает искать для себя что-то значимое, интересное, привлекательное.

    - Перед настоятелем стоит задача и храм восстановить, и хозяйство обустроить, и лавку организовать, и людей окормлять, и миссионерством заниматься, и самому при таком множестве дел не осуетиться. Как это возможно?

    - Храмы по преимуществу уже построены, лавки открыты, хозяйство обустроено. Сегодня у священников много помощников — катехизаторов, миссионеров, педагогов. Церковь Русская находится совсем в ином положении, чем тридцать лет назад. Конечно, дел у священника, настоятеля меньше не стало, нужно держать приход на плаву. Любой купец знает, что недостаточно открыть дело, нужно его развивать, - примерно так же обстоит дело и с церковной общиной. Однако вопрос «осуечивания» более психологический, внутренний, то есть находится в зависимости от устроения человеческой души. У святителя Василия Великого, открывавшего богадельни и больницы, заботившегося о сотнях обездоленных, заведовавшего епархией, дел и хлопот было больше, чем у современного настоятеля. Однако он писал книги о молитве и совершал четыре раза в неделю Божественную литургию, достигнув высоты нравственного преуспеяния.

    Следовательно, загруженность не препятствует человеку молиться непрестанно и питать свою душу благодатью Святого Духа. Суета - признак либо глупости, либо неосновательности намерений, либо тщеславия как главного мотива деятельности, либо охлаждения к службе Божией. Никакая суета, то есть обилие людей, дел, не препятствует человеку иметь обращенность к Богу ума и сердца, призывать Его в тайне души своей. И каждый решает для себя самостоятельно, вертеться ли ему как белка в колесе, пребывая в порочном кругу своих помыслов, или ходить пред лицом Небесного Отца, испрашивая Его благословения на каждое предпринимаемое дело.

    - Жизнь современного человека, в том числе церковного, меняется очень быстро. Взять хотя бы то, что для Церкви стало актуальной задачей распространять информацию о себе с помощью интернета. Как священник может использовать это во благо?

    - Если речь идет о миссионерстве, то действительно просвещение получило большое подспорье в наши дни в новых способах свидетельствовать о вере Христовой. Любой пастырь сегодня в интернете может добыть для себя все интересующие его сведения о том или ином явлении в церковной жизни. Но и священник не застрахован от крайностей. Потому, завершая наши размышления, я посоветовал бы батюшкам, и в первую очередь себе, почаще уединяться на природе, оставив дома мобильный телефон, а тем паче персональный компьютер. Не будем забывать, что «день дни возвещает слово, а ночь ночи сообщает разум». Бог запечатлел Свое творение печатью красоты, разума, порядка. Поэтому только те, кто не разучился читать открытую книгу Божиего творения, могут с толком для себя пользоваться интернетом. Последний известен способностью всецело поглощать умы и сердца людей, погружать их в забвение духовное, выкрадывать из их сердец искру молитвы.

    На этом разрешите мне закончить наше интервью, пожелав читателям всех благ.


    Беседовала Алина Сергейчук

    Источник материала: журнал «Церковная ризница» № 40 (осень 2013 г.) издательства «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос