Рачинский Сергей Александрович

Дата публикации или обновления 20.04.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • И учитель, и отец…
    Посвящается Дню учителя

    Сегодня мало кому известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, «Рачинский – это имя мирового значения».

    Рачинский понял, что дети никогда не полюбят школу по-настоящему, если с ней будут связаны лишь воспоминания об упорном напряжённом труде. Он знал, что в детских душах ярче запечатлеваются не будничные, обычные воспоминания, а воспоминания редкие, праздничные, необычные. Поэтому все радости праздничных дней, всю их особенность он тесно связал со школой и этим ещё больше привязал к ней сердца детей.

    Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счёт в народной школе Рачинского».
    Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счёт в народной школе Рачинского».

    Рачинский был не педагогом-переводчиком западных идеалов на русскую почву, а воссоздателем русской школы, утверждая, что истинно народное воспитание и обучение возможно лишь на религиозно-нравственной и национальной основе.

    Выбор пути

    Будучи профессором Московского университета, причём одним из самых любимых студентами, Сергей Александрович Рачинский в 1867 г. из-за интриг в Совете университета подал в отставку и поселился в родовом имении в селе Татево Тверской области.

    Н. П. Богданов-Бельский. «У больного учителя».
    Н. П. Богданов-Бельский. «У больного учителя».

    Осматривая свои владения, он зашёл в местную школу и попал на урок арифметики, оказавшийся невероятно скучным. Размышления Сергея Александровича над тем, как заинтересовать детей таким, казалось бы, сухим и отвлечённым предметом, решили его судьбу.

    Московский профессор стал деревенским учителем.

    Создание своей школы

    На свои собственные средства он построил новое здание школы с общежитием, в котором размещалось около 30 мальчиков. Кроме того, в школе всегда жили подростки и юноши, либо готовившиеся к поступлению в училища, либо просто желавшие провести лишний год в необычайно тёплой школьной атмосфере. Всё это школьное население составляло около Рачинского дружную семью, с которой он делил мелочи повседневной жизни.

    Просторная, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из библейской и русской истории, зарисовками учеников, красивыми таблицами с тропарями двунадесятых праздников, молитвами и церковными песнопениями.

    В классе на видном месте находилась большая репродукция картины работы В.М. Васнецова «Богоматерь, несущая миру спасение», подаренная школе самим художником. В переднем углу перед иконами теплилась лампада.

    Школа блистала чрезвычайной опрятностью и порядком, и всё это поддерживалось учениками под наблюдением Рачинского. Дети сами мыли полы, выметали сор, убирали пыль, рубили дрова, топили печи, носили воду, ходили за провизией.

    Сергей Александрович Рачинский не просто принимал в этом активное участие, но исполнял самую чёрную работу.

    Все свои доходы Сергей Александрович тратил на школу, довольствуясь простой пищей и скромным платьем. С раннего утра до позднего вечера находился он в школьных стенах.

    Сергей Александрович тщательно изучал каждого ученика, его способности, характер, темперамент.

    С особым вниманием он относился к одарённым детям и старался создавать все условия для развития их талантов.

    Школьный поход

    С целью приобщения детей к живой православной вере Рачинский организовал образовательное путешествие в Нилову пустынь к преподобному Нилу Столобенскому, которое длилось 10 дней.

    Шли пешком, останавливаясь на ночлег у сердобольных православных или в монастырях.

    Все эти дни жизнь для детей оказывалась весёлой, наполненной новыми знаниями и созерцанием мест, где жил сам угодник.

    Десятки этюдов, книги, незабываемые впечатления приносили они с собой назад в Татево. При этом урок-экскурсия прочно укоренился в методике обучения Рачинского.

    Рачинский указывал, что долг каждого истинного педагога состоит в том, чтобы раскрыть сокровища души ребёнка, развить в нём глубокое религиозное чувство через приобщение к русским традиционным духовным и культурным ценностям. Он протестовал против западной системы светского образования, оторванной от Церкви, которая внедрялась в русские школы.

    И сегодня очень актуально предостережение Рачинского о том, что отход от православных традиций приведёт не просто к снижению качества образования, но и к духовно-нравственной деградации подрастающих поколений.

    Елена Добронравова


    Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 11 (202), октябрь 2015 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос