Проблемы в образовании

Дата публикации или обновления 11.06.2016
  • К оглавлению: Православная газета «Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Школа. Чего изволите?

    В начале учебного года на вопросы Ирины Евсиной о проблемах в образовании отвечает протоиерей Сергий Рыбаков, председатель отдела образования и катехизации Рязанской епархии.

    Основной проблемой начала учебного года остается Закон об образовании, который наше федеральное министерство как всегда собралось принимать в тот период, когда в основном все педагоги и родители находились в отпуске. Я думаю, что это время выбрано было не случайно, тем не менее, этот закон, несмотря на неблагоприятные условия, достаточно активно обсуждается.

    Его характеристика со стороны православной и педагогической общественности, духовенства и родителей в основном негативная. Не все в нем плохо, но можно сказать, что он очень оторван от реальности, это чисто кабинетный закон, в котором совершенно проигнорированы интересы родителей, интересы педагогов, интересы религиозных конфессий.

    Чьи же тогда интересы он представляет?

    Трудно понять. Там все время говориться об интересах общества, но реально они никак не учтены.

    Проблема в том, что сами образовательные учреждения и центр всего этого законодательства ориентированы на некую коммерциализацию образования. В законе прямо говорится, что школа - это образовательное учреждение, оказывающее образовательные услуги. А они могут быть и бесплатными, и льготными, но даже в этом случае понимание образования полностью искажено.

    То есть профессия учителя приравнивается к профессии, скажем, официанта, сапожника, которые оказывают услуги населению?

    В принципе, так оно может и произойти. Можно будет выбирать учителя: тот строгий, к нему не пойду и т.п. - это очень развращает школу, детей, развивает небрежное отношение к учебе.

    Второй момент. Конечно, было бы неправильно, читать этот закон об образовании в отрыве от предыдущего реформирования школы, а все это реформирование направлено именно на развал образования. Например, пресловутый ЕГЭ, Болонский процесс, предполагающий, что наши дети, отучившись и достигнув каких-то результатов, должны быть конкурентоспособны на мировых рынках Европы и Америки.

    Получается, что мы готовим специалистов не для своей страны, а для мировой экономики?

    Да. Министерство образования и науки просто марионеточная структура вместе с господином А.А. Фурсенко. Они всего лишь проводники определенных идеологий, которые инициируют «стратеги» из Высшей школы экономики - господин Ярослав Кузьминов и иже с ним. Те, в свою очередь, судя по документам типа «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанная на знаниях», переводят английские тексты и инструкции на плохой русский, и выдают их господину Фурсенко в качестве руководства к действию.

    Министр начинает их реализовывать, что приводит наше общество, мягко говоря, в состояние замешательства. В результате маргинальность Фурсенко, как и всего высшего руководства образования РФ, становится очевидной даже детям. Приведу такой факт: на выпускном вечере в Санкт-Петербурге после того, как Фурсенко А.А. поздравил выпускников со сдачей ЕГЭ, ведущий выпускного вечера спросил всех: «Любите ли вы нашего министра образования?», вся площадь дружно ответила «Нет» в его присутствии. Видео этого выступления вы можете посмотреть в интернете.

    Значит, есть надежда, что наша молодежь может отличить черное от белого, желаемое от действительного?

    Политика министерства и сам господин Фурсенко А.А. настолько дискредитировали себя, что министр стал ОДИОЗНОЙ фигурой.

    Нынешние результаты ЕГЭ, когда сто пятьдесят тысяч считаются списавшими, - это весьма точный диагноз, который показывает абсолютную профессиональную непригодность специалистов, выстраивающих систему ЕГЭ и проводящих так называемую «модернизацию» образования.

    Отказавшись от старого надежного выпускного экзамена и приемного экзамена в вузы, они поставили и школы, и вузы в совершенно неприемлемое положение, генерирующее в системе образования мощные процессы разложения. Оно, - это разложение, - чувствуется всеми: учителями, чиновниками, родителями и даже детьми.

    Какую бы вы могли дать оценку ситуации с директором-миллионером одной из московских школ, построившим себе особняк за счет взносов родителей?

    Я бы в первую очередь обратил внимание на детей Данная школа, наверняка, закрытого типа, которая формирует чувство превосходства у детей, что они особенные, небожители. Такая школа делает этих ребят абсолютно непригодными для реальной жизни в России и других странах Образование, которое они получат в этой школе, не пойдет им на пользу.

    Самое интересное, что наиболее аристократические семьи на Западе отдают своих детей в школы монастырского типа, где не балуют питанием, созданы скромные условия для жилья типа кельи, налажена жесткая дисциплина. В таких школах вырастают хорошие управленцы, прошедшие суровую жизненную школу. Они твердо стоят на ногах. А в этой московской школе все направлено на развращение, в первую очередь - развращение души.

    Разврат сейчас в моде, и многим нравится нарушать то, что установлено Богом. Эта школа - характерный элемент нашего времени, того расслоения в обществе, утрат тех ориентиров, которые традиционны для России. На Руси юношу из княжеского рода в 15 лет могли отправить в лес и на год оставить, чтобы он показал свою способность к преодолению трудностей. Из детей нынешней так называемой «элиты» делают баловней, неучей, вырожденцев.

    Конечно, многим детям хочется купить ролики и, пропуская занятия, кататься в свое удовольствие. Но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предвидеть, к чему в итоге приведет такое отношение к учебе.

    Такие школы необходимо закрывать с точки зрения несоответствия целям и задачам воспитания и образования. Она демонстрирует развращение общества. А директор - один из элементов этого разврата.

    Какую занимает позицию Русская Православная Церковь, и прислушиваются ли к ее голосу в кругах, принимающих государственные решения?

    Церковь не приемлет проводимой западнической политики коммерциализации образования, направленной на разложение общества и его традиций, и стремится на доступном государственном уровне этому противостоять. В частности, это касается тех препятствий, которые сейчас создает министерство образования РФ для преподавания ОПК.

    Следует отметить, что во многих регионах органы управления образованием стремятся содействовать изучению православной культуры в школах. В Рязанской области мы тоже находим понимание со стороны руководства Министерства образования Рязанской области. Создан Координационный совет под председательством правящего архиерея владыки Павла. Сопредседателем является министр образования Рязанской области, в состав совета вошли так же и руководители муниципальных образований, вузов, школ, представители епархии.

    Ближайшая стратегическая задача Координационного совета - активизация изучения православной культуры, но не только в рамках предмета ОПК но также на уроках литературы, истории, музыки, рисования и других.

    Православная культура — мощнейший пласт человеческой истории, культуры и цивилизации. Задача изучения православными детьми православной культуры во всем ее богатстве не снимается, поэтому подготовку к преподаванию должны проходить не только те, кто будет вести этот предмет, но и учителя истории, литературы, естественных наук.

    Православное мировоззрение нисколько не устарело, а наоборот, является сейчас наиболее прогрессивным и адекватным реальности, в отличие от атеизма, который своей догматикой и выводимыми из нее положениями не только противоречит научным данным, но и сдерживает дальнейшее развитие естественных и гуманитарных наук

    Совсем недавно преподаватель ОПК написал нам в редакцию письмо, которое мы разместили в нашей газете, где сказано, что у православных не хватает смелости быть православными на местах работы, и не подстраиваться под мир...

    Во многом это письмо отражает реальную картину. Конечно, многие учителя открыто исповедуют веру, среди них не только преподаватели ОПК, но и литературы, истории, биологии, но в основной массе можно согласиться со многим, что написано в этом письме.

    Мы сейчас входим в зону более сильной социальной турбулентности. Время затишья заканчивается. И как сказал Господь: «Не мир Я вам принес, но меч, не мир Я принес вам, но разделение». Сейчас силы, не приемлющие нашей православной национальной истории, культуры, литературы, нашей самобытности, предпринимают активное наступление по всем направлениям. Но, соответственно, растет и сопротивление, национальное самосознание, которое иногда принимает языческие или криминальные формы. И, конечно было бы лучше, чтобы оно развивалось в церковной ограде, а не в ограде тюрьмы. Сеющий ветер может пожать бурю.

    Что бы Вы могли бы пожелать учителям и учащимся в начале нового учебного года? Как не потерять себя в жестких рамках, которые выстраивает министерство образования РФ?

    В первую очередь, это зависит от состояния души самого педагога. Если человек не чувствует себя в подчиненном положении, если он понимает свою ответственность за вверенных ему детей, то никогда не станет в позицию «чего изволите?». В школе педагог должен быть педагогом.

    Второй момент: мы ничего не добьемся поодиночке. Сейчас очень важно объединять усилия всех здравомыслящих, патриотических сил. Координационный совет и созданные при благочиниях просветительские и миссионерские структуры, думаю, будут содействовать сплочению родительских и педагогических обществ.

    Получив такую поддержку, мы можем более тесно сотрудничать с органами образования и вместе решать назревшие проблемы, в том числе, и по изучению традиционной для нас православной культуры, и по интеграции православной культуры в содержание образования, и по проблемам воспитания, и по противостоянию всякого рода экстремистским и иным негативным явлениям, которые имеют место быть.


    С использованием материалов из газеты «Благовест» № 9 (213) сентябрь 2011 г.

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100