Принцип взаимодополнения супругов

Дата публикации или обновления 15.12.2017
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Всем известно, какие новые проблемы и подчас сложные ситуации возникают, когда два человека, он и она, вступают в совместную жизнь. Одна из них – это характер взаимоотношений супругов, особенно касающийся их прав и обязанностей.

    В древности и даже не в столь отдалённые времена женщина в семье, в браке находилась, можно сказать, на положении рабыни, в полном подчинении у отца, мужа и не имела никаких собственных прав.

    Само собой разумеющейся была традиция, скажем так, абсолютного монархизма в семье во главе со старшим мужчиной. Какие формы приобретал такой монархизм, зависело от главы семьи.

    В последние два столетия, особенно в настоящее время, в связи с развитием идей демократии, эмансипации женщины и равноправия супругов, всё сильней проявляет себя другая крайность: женщина становится не просто равноправной, но нередко приобретает доминирующее положение в семье.

    Какая модель разумней? Ни та, ни другая – обе нехороши.

    Православие предлагает, если хотите, третий вариант. И он действительно необычен...

    Да, супруги должны быть равны. Но равенство и равноправие – это совсем разные понятия, смешение которых грозит бедой не только семье, но и любому обществу. Так, генерал и солдат, как личности и граждане, конечно, равны, но они обладают и должны обладать разными правами. В случае же их равноправия армия превратится в хаотическое сборище людей, не способное осуществлять свою миссию. А в семье какое возможно равноправие, чтобы при полном равенстве супругов сохранялось её целостное единство?

    Хочется привести образ, который помогает раскрыть христианский взгляд на взаимоотношения супругов. У человека есть ум, есть сердце.

    Как под умом разумеется не мозг, а способность мыслить, рассуждать и решать, так и под сердцем разумеется не орган, который качает кровь, но само средоточие человеческого существа – способность чувствовать, переживать, оживотворять всё тело.

    Данный образ хорошо говорит об особенностях мужской и женской природы. Мужчина больше живёт головой.

    «Рацио» является у него, как правило, первичным в жизни. Женщина живёт больше сердцем, чувством.

    Но как ум и сердце неразрывно соединены между собой и абсолютно необходимы человеку, так и в семье для её полноценного и здорового существования совершенно необходимо, чтобы муж и жена не противостояли, а взаимодополняли друг друга, являясь, по существу, умом и сердцем единого тела семьи.

    Оба «органа» равно необходимы для всего «организма» семьи и должны соотноситься между собой не по принципу соподчинения, а – взаимодополнения. В противном случае никакой нормальной семьи не будет.

    Святитель Иоанн Златоуст говорит, что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда руке больно, то плачут глаза.

    Когда глаза плачут – руки утирают слёзы.

    Вот здесь и стоит вспомнить заповедь, которая изначально дана человечеству и подтверждена Иисусом Христом.

    Когда дело доходит до окончательного принятия решения, а обоюдного согласия нет, требуется, чтобы кто-то имел моральное, по совести, право последнего слова.

    И, естественно, это должен быть голос ума (и необходимость добровольного подчинения ему сердца).

    Эта заповедь оправдывается самой жизнью. Мы ведь прекрасно знаем, как иногда чего-то очень хочется, а нам говорят: «Это не полезно». И мы признаём эти слова разумными и добровольно подчиняемся им.

    Вот и сердце, как учит христианство, должно контролироваться умом. Понятно, о чём принципиально идёт речь – о приоритете голоса мужа.

    Ум без сердца – это ужасно.

    Это изображает известный роман английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн». Однако и сердце без контроля ума неминуемо превращает жизнь в хаос.

    Только стоит представить себе свободу бесконтрольных влечений, желаний, чувств...

    Таким образом, муж, олицетворяющий ум, может и должен упорядочивать жизнь семьи (так в идеале, в норме; в реальной жизни иные мужья ведут себя совершенно безумно). То есть единство мужа и жены должно осуществляться по образу взаимодействия ума и сердца в человеческом организме. Если ум здоров, он, как барометр, точно определяет направление наших влечений: в одних случаях одобряя, в других – отвергая, чтобы не погубить всё тело.

    Муж должен относиться к жене так, как относится к своему телу. Собственное тело никто из нормальных людей не бьёт, не режет, не причиняет ему нарочито каких-то страданий. Когда мы едим, пьём, одеваемся, лечимся, то по какой причине это делаем?

    Конечно, по любви к своему телу. И это естественно, так и должно делать. Столь же естественным должно быть и подобное отношение мужа к жене и жены к мужу.

    Да, так должно быть. Но мы прекрасно помним и русскую пословицу: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Что это за овраги, если применить пословицу к нашей теме?

    Овраги – наши страсти. «А я не хочу!» – и всё тут! И конец любви и разуму! Именно страсти являются корнями всего того, что разрушает семью.

    Христианство призывает человека к тому, чтобы окончательное решение всех вопросов принималось разумом, а не безотчётным чувством или влечением. Но это ставит перед человеком труднейшую и благороднейшую задачу необходимости бороться со стихийной, страстной, эгоистической стороной своей природы, фактически с самим собой. Потому что наши страсти, наши чувственные влечения становятся как бы нашей второй природой. И самое трудное, конечно, – победить их.

    В связи с этим возникает ещё один очень важный вопрос. Что же должно быть началом, твёрдым основанием семьи? Большинство людей, не задумываясь, ответят, что таким основанием должна быть любовь. Но что это такое, о какой любви идёт речь?

    Можно говорить о нескольких видах любви. Применительно к нашей теме остановимся на двух из них.

    Одна любовь – это та самая, о которой мы постоянно говорим, слышим, про которую смотрим по телевизору и т.д. Это взаимное влечение мужчины и женщины друг к другу, которое выражается в том, что можно назвать, скорее, влюблённостью, чем любовью.

    Влюблённость может внезапно вспыхнуть и столь же внезапно погаснуть. Сегодня, казалось бы, любовь навек, а завтра – уже ненавидят друг друга. То есть я люблю тебя ровно до тех пор, пока ты мне доставляешь удовольствие, вызываешь приятные чувства.

    А как только ты выскажешь что-то вполне справедливое и верное, но мне неприятное – всё, вся моя любовь тут же испаряется.

    Это переодетый эгоизм


    Эгоизм – это явное и неявное требование служения моему «я». И если кто-то не угождает и не служит мне, не доставляет мне удовольствия, то как я могу его любить? Конечно же, не могу.

    Обычная человеческая любовь, благодаря которой осуществляется и брак, и семья, – это лишь слабая тень настоящей любви. Той истинной богоподобной любви, которая может оживотворить всю жизнь человека. А истинная любовь возможна только на пути преодоления своего эгоизма, себялюбия.

    Это предполагает борьбу с угождением своим страстям: зависти, тщеславию, гордыне... Христианская любовь, если человек её стяжал и не растрачивает, неугасима.

    Любовь, о которой говорит христианство, – это, в отличие от обычной человеческой любви, не мимолётное чувство и переживание, а неизменное состояние. Но это состояние даруется Богом только по мере искоренения страстей, ибо не могут в одной душе одновременно пребывать свет и тьма – божественный дар и сознательное нарушение божественного закона. Великий святой VII столетия преподобный Исаак Сирин так и говорит: невозможно приобрести истинную божественную любовь, не искоренив в себе страсти.

    Божественная любовь может умножаться в человеке по мере очищения души, но может, напротив, исчезать и, в конце концов, оставить человека, если он вдруг сойдёт с пути добродетели и вернётся на путь страстей. Это – один из самых важнейших законов человеческой жизни.

    А посему исправление семейной жизни начинается с себя, а не с него (неё). И начинается оно с понуждения себя к жизни по заповедям Божиим и покаяния.

    По статье заслуженного профессора МДА А.И. Осипова «Семья – малая церковь»

    Подготовила Анастасия Мухина


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 11/227, октябрь 2017.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100