Преподобномученик

Кронид (Любимов)

Дата публикации или обновления 05.07.2017
  • К оглавлению: Жития святых
  • К оглавлению: Газета «Волоколамский благовестник»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Это выступление будет посвящено уроженцу Волоколамской земли, преподобномученику Крониду (Любимову) - последнему архимандриту Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием в 1920-м году. В своем сообщении нам хочется рассказать не только о нём, но и том, как он и люди его времени относились к преподобному Сергию Радонежскому, о том, свидетелем каких событий, связанных с Троице-Сергиевой Лаврой он стал.

    Жизненный путь архимандрита Кронида изучали несколько исследователей. В журнале «Вышенский паломник» № 1 за 1998 год было опубликовано «Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», составленное архимандритом Георгием (Тертышниковым). Позднее это жизнеописание было выпущено отдельной книгой и включено в книгу «Преподобномученик Кронид (Любимов). Беседы, проповеди, рассказы».

    Священник Максим Максимов составил житие архимандрита Кронида опубликованное в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Московской епархии. Ноябрь» (Тверь, 2004) и на сайте Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Важную роль при изучении жизни архимандрита Кронида играют его беседы, проповеди и рассказы.

    13 мая 1859 года в семье псаломщика церкви села Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии Петра Федоровича Любимова и его супруги Агафий Васильевны родился мальчик. В крещении его назвали Константином. Его родители отличались благочестием и глубокой верой. По достижении семилетнего возраста мальчик был определен в Волоколамское духовное училище, но курса не окончил.

    В 1878 году Константин поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру.

    В 1880 году Константин Петрович Любимов был вызван в Волоколамское военное присутствие для призыва в армию. В ночь перед 1 ноября, днем, когда должна была решиться его судьба, Константин увидел знаменательный сон: дивной красоты старец в схиме вышел из ворот обители, прикрыл его полой своей мантии и повел за собой. В воинском присутствии во время жеребьевки Константин вынул 283-й номер, а прием закончился 274-м. Таким образом, очередь до него не дошла, и он был зачислен в ратное ополчение. Так преподобный Сергий вмешался в судьбу Константина.

    4 января 1883 г. Константин Любимов подал прошение о принятии его в число послушников Троице-Сергиевой Лавры. 2 февраля того же года его ходатайство было утверждено митрополитом, и он был назначен келейником наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Леонида (Кавелина). Одним из его духовных руководителей был затворник Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев; 1846-1928).

    28 марта 1888 года соборный иеромонах Авраамий в Гефсиманском скиту Лавры совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид.

    В день памяти преподобного Сергия 25 сентября 1889 года в Троицком соборе Лавры монах Кронид был рукоположен во иеродиакона.

    23 мая 1892 года иеродиакон Кронид был рукоположен в сан иеромонаха.

    17 января 1905 года иеромонах Кронид был назначен экономом Санкт-Петербургского подворья Троице-Сергиевой Лавры. По прибытии в Санкт-Петербург о. Кронид развернул активную деятельность по восстановлению сильно запущенного Троицкого подворья. Благодаря его трудам, за один год подворье совершенно преобразилось.

    11 мая 1906 года отец Кронид был возведён в сан игумена.

    9 мая 1908 года был возведен в сан архимандрита.

    9 января 1915 года архимандрит Кронид был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Одним из первых дел новоназначенного наместника было учреждение в Лавре лазарета для раненых воинов.

    В 1917 г. он был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви и был тесно связан с Патриархом Тихоном, священноархимандритом Лавры. После конфискации у Лавры земель Наркомпрос 1 ноября 1918 года утвердил Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. В начале 1919 года в сергиево-посадской газете «Трудовая неделя» стали появляться статьи о Лавре, о мощах преподобного Сергия и возможности их вскрытия.

    4 марта 1919 года братия Лавры во главе с наместником архимандритом Кронидом также обратилась к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами преподобного Сергия:

    «В Посаде, а затем и в столичной печати появилось известие о желании некоторой группы лиц вскрыть и подвергнуть осмотру мощи Преподобного Сергия. Неуместно здесь доказывать святость Преподобного и то искреннее благоговейное чувство любви, которое питаем к нему мы, часть русского народа, наконец, вся Русская Церковь. Не место здесь говорить, чем является Преподобный для нас и других верующих и сколько признания находит также и в среде неверующих как великий исторический деятель, как пример любви и кротости - тех нравственных начал, на которых только и может строиться человеческая жизнь, в ее личном проявлении и в общественно-государственном. Отсюда понятно, как дорог для нас, для общества, для Русской Церкви преподобный Сергий и все, решительно все, связанное с его памятью.

    Мы чтим его идеи, мы чтим его останки, мы чтим то немногое, бесконечно для нас дорогое, что сохранилось от великого молитвенника, великого единителя разрозненной тогда России, единителя во имя братской любви и мира народа. Ведь материальные остатки былой жизни всегда священны в глазах всех народов, и прах отцов всегда мыслился и мыслится неприкосновенным; но тем более он дорог, когда дело идет о духовном родоначальнике, связь с которым не только родовая, но и идейная...»

    Вскрытие мощей преподобного Сергия произошло 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой Субботы.

    В исполкоме было решено провести вскрытие вечером, когда в Лавре будет меньше молящихся. Ввиду опасности волнений была мобилизована рота помещавшихся в Лавре курсантов. В шестом часу вечера, для предупреждения набатного звона, ими была занята колокольня, у всех ворот расставлены патрули, находились красноармейцы и на стенах Лавры. В шесть часов вечера были закрыты ворота Лавры, но народ продолжал прибывать, и вскоре вся площадь была заполнена верующими.

    Позади людей стала конная милиция. На площади слышались плач, стоны, молитвы. Во все время вскрытия мощей преподобного Сергия на площади перед святыми вратами непрерывно пелся молебен с акафистом. В Троицкий собор вошел наместник архимандрит Кронид с некоторыми из братии. Было зачитано постановление исполкома о вскрытии мощей преподобного Сергия. Отец Кронид тихим голосом сказал в ответ:

    - Я должен предупредить, что никто из нас не знает, что лежит в святой гробнице. Это - религиозная тайна, проникнуть в которую никто не смеет, мощи никогда не свидетельствовались, с самого времени их открытия, Но и я сам, и отец... - наместник указал рукой на рядом стоящего плачущего монаха... - были свидетелями самых разнообразных чудес от гроба Преподобного. Ровно восемь лет тому назад в эту самую Лазареву пятницу ко гробу приползла не владевшая ногами женщина. Отслужили молебен, и вдруг по всему храму пошел треск как бы от ломающихся человеческих костей. Женщина встала и пошла из храма совершенно здоровая.

    - Но вы не отказываетесь, конечно, вскрывать мощи? - спросил председатель исполкома.

    - Сам не могу; вскрывать мощи будет иеромонах Иона, благочинный Лавры.

    - Однако чем мотивируете вы свой отказ?

    Наместник после минутного молчания тяжело произнес:

    - По нравственному чувству не могу... Страшусь...

    - Но как же Иона? Он не страшится? - допытывается председатель.

    - Отец Иона должен исполнить это за послушание.

    Вскрытие мощей продолжалось с 20 часов 50 минут до 22 часов 50 минут. На раку была положена крышка из толстого зеркального стекла, скрепленная с ракой сургучными печатями Наркомюста.

    В 1919 году в Лавре была создана трудовая артель в количестве 224 человек. 26 марта 1920 года вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в Московский музей». Закрытие Лавры произошло 7 мая 1920 года.

    10 мая 1920 г. Патриарх Тихон выступил с обращением в Совнарком в связи с закрытием монастыря и предполагаемым увозом из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры святых мощей преподобного Сергия для показа их в качестве экспоната в одном из московских музеев. Мощи преподобного Сергия остались в Лавре.

    После закрытия Лавры часть монахов осталась жить в Гефсиманском скиту, а другие, в том числе и архимандрит Кронид, поселились в Сергиевом Посаде на частных квартирах. Архимандрит Кронид после закрытия Троице-Сергиевой Лавры был оставлен как староста охраны Лавры. В 1920-1922 годах архимандрит Кронид жил в селе Братовщина у старосты храма, в 1922-1926 годах - в Гефсиманском скиту, в 1926-1929 годах - в скиту Параклит, с 1929 года до кончины - в частном доме недалеко от Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде.

    С 1935 года отец Кронид стал быстро слепнуть.

    21 ноября 1937 года архимандрит Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

    Отца Кронида обвинили в «руководстве контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства».

    7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Кронида к расстрелу.

    Архимандрит Кронид был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

    14 ноября 1958 года он был реабилитирован.

    8 августе 2000 года был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

    Память его отмечается 27 ноября (10 декабря по новому стилю).

    Преподобномучениче Крониде, моли Бога о нас!


    Газета «Волоколамский благовестник», № 6, май 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100