Праздник преполовения

Дата публикации или обновления 27.07.2021
  • К оглавлению: Газета «Духовная нива»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Слово «Преполовение», означает половину какого - либо срока. В контексте праздника Преполовения Пятидесятницы смысл слова говорит нам о том, что половина святых пасхальных дней минула и приближается их вторая половина, венец которой - праздник Святой Троицы, отмечаемый на пятидесятый день после Светлого Воскресения Христова.

    Наименование праздника Преполовения наша святая Церковь заимствовала из Евангелия. Евангелист Иоанн пишет: «Абие (т.е. тотчас) же в преполовение праздника взыде Иисус в церковь и учаше» (Ин. 14, 36).

    Этим праздником во времена земной проповеди Спасителя, о котором повествует Иоанн, был праздник Кущей - одно из всенародных иудейских празднований. Исторически он восходил к воспоминаниям странствования иудеев в пустыне в течение долгих сорока лет.

    Во время многочисленных остановок в пустыне еврейский народ строил себе «кущи», т.е. палатки или шалаши. Так случалось, что чаще Господь открывался сынам Израилевым именно во время их пребывания в каком - либо месте. Кущи почитались не только как вещественный свидетель всенародных Божественных явлений, но и как образ скинии свидения, которую Господь показал пророку Моисею с целью создать первый храм для поклонения истинному Богу. В празднике Кущей во времена земной жизни Господа особенно были почитаемы первый и последний дни, а длился праздник всего восемь дней. В последний день совершалось особенное возлияние воды, что являлось образом Святого Духа.

    Именно в этом моменте наблюдается связь нашего христианского праздника Преполовения с ветхозаветным прообразом. Вот что пишет о последнем, восьмом, дне праздника святой Иоанн: «В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще (если) кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, (т.е. о Духе) Егоже хотяху приимати верующие во имя Его...» (Ин. 14, 37-39). Здесь мне хотелось бы остановиться на двух духовных моментах.

    Из святого Писания мы знаем с вами, что Господь Бог Дух Святой снисходил на апостолов в праздник Пятидесятницы в виде огненных языков пламени, что можно сопоставить с ветхозаветным прообразом возлияния воды: таким образом, вода возливается сверху вниз. Второй момент состоит в том, что Господь Иисус Христос говорит, что «реки от чрева (верующих в Него) истекут, воды живы». Здесь слова Спасителя перекликаются с другими, сказанными позже: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Таким образом Источником воды живой или жизни вечной в человеке является Сам Господь.

    В тропаре празднику Преполовения мы читаем: «Преполовившуся, празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». Причащаясь на Божественной литургии Пречистых Плоти и Крови Христовых, мы становимся, пусть на мгновение, источниками Жизни, Которая научает нас тайнам Царствия Божия.

    И от того, как долго человек может хранить себя в соединении со Христом и Его богочеловеческой природой, зависит наше духовное преуспеяние и спасение в целом.


    Подготовил священник Роман Лазарев

    Газета «Духовная нива», выпуск № 3 (74), апрель 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос