Павел Флоренский

Дата публикации или обновления 11.12.2021
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Павел Флоренский

    В 2017 году отмечается 135 лет со дня рождения (22 января 1882 года) и 80 лет со дня мученической кончины (8 декабря 1937 года) священника Павла Флоренского, известного философа и учёного.

    Это был выдающийся энциклопедист XX века. Прошедший через муки сомнений и спасённый благодатным призывом Божиим, отец Павел своим долгом считал помочь искушаемым. К этому были направлены вся его жизнь и творчество.

    Окончив физико-математический факультет Московского университета, он уже в юности на своём опыте испытал ограниченность человеческого рассудка, не опирающегося на истины веры, и ограниченность личности, живущей вне Церкви. Именно поэтому философские сочинения отца Павла оказались очень близки обезверившемуся сознанию русской интеллигенции. «Философия, – писал Флоренский, – высока и ценна не сама в себе, а как указующий перст на Христа и для жизни во Христе».

    После университета он окончил ещё и Московскую духовную академию и, приняв в 1911 году священный сан, вплоть до революции преподавал здесь историю философии, был редактором «Богословского вестника».

    Когда начались гонения на Церковь Божию, отец Павел мужественно встал на защиту церковных святынь и духовного достояния России. Он вошёл в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры и тем способствовал её сохранению от уничтожения. Ценности Троице-Сергиевой Лавры были обращены в музейные.

    Когда над мощами святого Сергия Радонежского нависла угроза уничтожения, отец Павел вместе с графом Ю.А. Олсуфьевым по благословению Святейшего Патриарха Тихона скрыли честную главу Преподобного Сергия.

    При открытии Лавры в 1946 году она была возвращена в обитель.

    В 1920-е годы отец Павел, продолжая священническое служение и преподавание в различных духовных учреждениях, которые полулегально существовали в Москве, начал работать в различных государственных учреждениях исследовательского характера. Само появление его там в подряснике, ибо отец Павел никогда не скрывал своей принадлежности к Церкви, было вызовом государственному атеизму и наглядным опровержением утверждения о «темноте» и безграмотности духовенства. Многочисленные изобретения, открытия и провидения отца Павла в области естественных и технических наук намного опередили время.

    За 1926–1933 годы Флоренским было подано в Комитет по изобретательству более 50 заявок, из которых лишь малая часть была оформлена как свидетельство на изобретение. Причиной тому было нежелание властей признать авторитет учёного-священника.

    Как и тысячи священнослужителей, отец Павел был осуждён по ложному обвинению на десять лет и отбывал наказание сначала на Дальнем Востоке, а затем в Соловецком лагере особого назначения. Даже здесь он занимается научной деятельностью: исследует явление мерзлоты, получает йод и агар-агар из морских водорослей, пишет поэму «Оро», изучает язык орочонов, собираясь создать словарь, грамматику и учебник.Удмуртский классик Кузебай Гердт под влиянием Павла Флоренского писал своей жене из заключения: «Надя! Я никогда не верил в Бога, но тут поверил».

    В заключении отец Павел продолжает заботиться о семье и пишет письма-советы каждому по нужной именно ему тематике: о Скрябине и Чайковском – дочери Ольге, о строении гипса – сыну Василию, о реликтовых и известковых водорослях – Кириллу, о войнах в Англии в XIV веке – Мику, о детёнышах лисицы – маленькой Тике.

    Дважды по обращению чешского президента Масарика к советскому правительству ему предлагали выехать в Чехию, где он мог воссоединиться со своей семьей. Но отец Павел ответил на это словами Апостола Павла: Будь доволен тем, что есть (Флп. 4: 11). Будучи пастырем добрым и верным, он хотел до конца во всём разделить судьбу Церкви и народа Божия.

    В конце 1937 года отец Павел был отправлен из Соловецкого лагеря в Ленинград и расстрелян 8 декабря. Да послужит жизненный подвиг священника Павла Флоренского примером верного служения Церкви и Отечеству, залогом добрых отношений между наукой церковной и светской, согласия веры и разума!

    Подготовила Елена Добронравова

    Воспитание из ссылки (из писем отца Павла Флоренского жене о детях)


    «Скажи Мику и Тике, чтобы они нашли на карте все места, где я проезжал и где нахожусь теперь, и пусть постараются что-нибудь узнать о географии этих мест. Я нарочно стараюсь писать разные подробности о природе, чтобы они понемногу знакомились с географией... мне хочется наполнить географические названия живым содержанием, чтобы появилось представление о том, что же такое наш Север, что такое Белое море и другие места. Может быть, от моего заключения будет хоть та польза детям, что они приобретут таким образом кое-какие сведения и впечатления о своей Родине».


    «Тика, пишешь, болезненно застенчива... это и наследственное, и благоприобретённое, от постоянных ударов... Старайся же вовлечь её в какие-нибудь занятия и игры, чтобы она не так ощущала своё одиночество, пусть в ней разовьётся немного уверенности в себе. Ты ошибаешься, что у неё нет памяти: это растерянность в мире от постоянной неуверенности в себе и в окружающем. Как только она почувствует свои силы, так и беспамятство пройдёт.

    А для этого надо добиться, чтобы хоть что-нибудь маленькое она усвоила настолько твёрдо, чтобы неуверенности быть уже не могло. Ей непременно надо помогать в уроках, хотя бы часть делать за неё. Стоит ей заработать 2–3 поощрения, как она развернётся, и дальше дело пойдёт само собою гладко. Попробуй взяться за какую-нибудь из её ошибок в арифметике или в орфографии и множество раз невзначай спрашивать её на эту тему, чтобы правильный ход она усвоила досконально, совсем твёрдо».


    Постарайся вовлечь детей в игру... например, кто вспомнит больше слов на такую-то букву или с таким-то окончанием... если будут делать ошибки, это неважно, пусть поправляют друг друга... Главное – это развить привычку, главное – постоянное упражнение, и это в любой области. Одним натиском ничего не сделаешь».


    «С Тикой, да и прочими также, старайся как можно чаще писать диктанты, каждый день, хотя бы по нескольку строк, и потом разбирай ошибки. В короткое время грамотность придёт, если будешь делать так». «Мик переживает переходный возраст, который всегда даётся нелегко, а при нервности и одарённости особенно трудно. Нисколько не сомневаюсь, что Мик будет тебя радовать, что он выровняется. Пока же надо, не распуская его и относясь с твёрдостью, просто ждать, ждать терпеливо и с надеждой. Он стремится из дому, так как ищет впечатлений. Постарайтесь дать ему таковые, пусть Вася и Кира приучают его разбираться в коллекциях, делать кое-какие наблюдения и опыты, записывать, чертить, собирать материал по вопросу, который его более или менее занимает, например, по фотографии. Это и пригодится ему в будущем, и введёт в русло в настоящем».


    «Старайся завести в доме привычку (хотя бы отдельными фразами) к иностранному языку, только так можно освоить язык. Пусть это будут, наконец, отдельные слова, пусть не совсем правильно: надо разбить внутреннее сопротивление и одомашнить язык, который воспринимается не как нечто применяемое, а лишь как школьный предмет. В этом – вся беда. Пусть же он будет в употреблении, хотя бы и неумелом».


    «Олю надо беречь, она находится в таком возрасте, когда бывают особенно чувствительны ко всяким толчкам жизни, поэтому старайся не сердиться на неё, когда она делает что-то не так, как надо».


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 13/229, декабрь 2017.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос